Правительство ужесточает правила пассажирских перевозок, в первую очередь авиатранспортом.
К регулярным магистральным авирейсам — дальностью более 1500 км — будут допущены только авиакомпании, которые имеют парк из 20 судов и более, сообщил источник в Росавиации и подтвердил собеседник к аппарате правительства. На перевозчиков, выполняющих рейсы между соседними регионами, требования не распространятся.
Причиной поправок высокопоставленный чиновник правительства назвал «самолетопад» бортов малых авиакомпаний, случившийся в 2011 году.
Соответствующие поправки готовы и будут внесены в Воздушный кодекс в рамках пакета законопроектов, регулирующих развитие всей транспортной отрасли. Пакет объединяет поправки в Воздушный и Водный кодексы (изменятся нормы надзора за речными судами и портами), а также закон о материальной ответственности перевозчиков в случае катастроф, который был принят Госдумой в первом чтении, но с тех пор лежит без движения.
Президиум правительства может обсудить поправки 23 августа, знает чиновник Минстранса.
По словам источника, воздушные суда в парках авиакомпаний после вступления поправок в силу будут взаимозаменяемы – по вместимости пассажиров и возможности осуществлять дальние перелеты.
«Взаимозаменямость означает однотипность 20 самолетов. Если один самолет оказывается неисправен, у авиаперевозчика должно быть еще 19 таких же», — пояснили в Росавиации.
Авиакомпании, не отвечающие этому требованию, чиновники предлагают перевести в категорию чартерных.
«Все последние катастрофы происходили только с авиакомпаниями, парк которых от 2 до 5 самолетов. После этих ситуаций удалось убедить Минтранс, что необходимо ввести поправки в Воздушный кодекс, — объясняет источник на рынке авиаперевозок, добавляя, — это неправильно. Летать ты можешь – со своей семьей, с друзьями. Но продавать билеты и возить людей – это другая история».
Авиакомпания, имеющая несколько, как правило, не новых самолетов, не способна выполнять современные требования безопасности — поддерживать летную годность парка, вести подготовку персонала, утверждает источник
Ранее запретить авиаперевозчикам с небольшим парком самолетов осуществлять регулярные пассажирские рейсы предлагал вице-премьер Сергей Иванов. 9 августа Иванов заявлял, что «на рынке пассажирских перевозок не должны работать компании, у которых «меньше 2–4–6 самолетов». Он назвал такие компании «живопырками».
«Компании-живопырки не в состоянии заменить самолет — они будут использовать его до последнего, пока он не упадет», — сказал Иванов. По его подсчетам, «98% пассажиров перевозятся десятью компаниями, остальные 2% — 120 компаниями». Всего в России зарегистрировано 139 авиакомпаний.
В Минтрансе «Газете.Ru» подтвердили, что поправки «находятся в стадии проработки». «С участниками рынка эти поправки будут обсуждаться, в частности, на МАКСе», — сообщил руководитель пресс-службы Минтранса Тимур Хикматов.
В Росавиации поддерживают ужесточение.
Нововведение необходимо для того, чтобы на рынке регулярных авиаперевозок остались только надежные компании, а не те, что допускали аварии или финансово нестабильны, как, например, громко обанкротившаяся недавно фирма «Континент», — пояснил «Газете.Ru» представитель Росавиации. Он считает, что региональные перевозчики не пострадают.
Новым требованиям будут отвечать около 15 авиакомпаний, считают в Росавиации. Источник в аппарате правительства называет то же число. Сейчас в «Перечне эксплуатантов, выполняющих основной объем пассажирских перевозок», составленном Росавиацией, числятся 35 авиакомпаний.
Если ввести формальное требование о минимальном наборе воздушных судов в количестве двадцати, то соответствовать ему будут всего 12 авиакомпаний.
Лидеры рынка (вместе с вертолетами и малыми самолетами) – 4 авиакомпании: «Аэрофлот» (89 воздушных судов), «Газпром авиа» (111 судов), «Трансаэро» (67 судов) и «Ютэйр» (257). У S7 31 судно. У авиакомпании «Ямал» ровно 20 судов. Всего одного-двух самолетов не хватает до нормы у «Нордавиа — Региональные авиалинии» и «Когалымавиа».
Не проходят по этому критерию компании, позиционирующие себя как low-cost перевозчики, — «Авианова» и Sky Express.
Норма в 20 самолетов спровоцирует консолидацию рынка. «Крупным авиакомпаниям не выгодны не только региональные, но даже межрегиональные рейсы: пассажиропоток между малыми городами небольшой», — сетует представитель профильного ведомства. «Самолеты у небольших авиакомпаний действительно, как правило, не новые. Их ремонт затратен. Кроме того, Росавиация требует дооборудовать все самолеты системой предупреждения столкновения с землей (ее стоимость 1,5 млн рублей) и спутниковой навигацией. Это огромные деньги для мелких авиаперевозчиков», — говорит он.
Сергей Легетский из авиакомпании «Полет» называет «транспортный пакет» «прямым ударом по антимонопольному законодательству и выдавливанием малых компаний с рынка».
«Это скажется на ценах», — предупреждает он. В Федеральной антимонопольной службе затруднились оперативно предоставить комментарий.