Контракт на поставку российского газа в Китай между «Газпромом» и китайской CNPC не будет подписан на Петербургском международном экономическом форуме, сказал заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев. Подписание было запланировано, его неоднократно анонсировали источники в российской и китайской переговорных группах, но компаниям не удалось согласовать стоимость поставок.
«В этот раз ничего не подпишем», — признал в пятницу утром Медведев.
Проект соглашения о поставках российского газа рассчитан на 30 лет. Подписание планировали на время визита в Россию 15—18 июня председателя госсовета КНР Ху Цзиньтао. Накануне с ним встречались Дмитрий Медведев и Владимир Путин. Президент заявил в четверг, что «стороны завершают согласование» договоренностей в газовой сфере, подчеркнув, что это «стратегические документы, ориентированные на десятилетия вперед».
«Именно на их базе можно формировать торговый оборот», — сказал Медведев. По итогам переговоров с Ху Цзиньтао он заявил, что к 2015 году РФ и КНР планируют повысить товарооборот с $60 млрд до $100 млрд, а к 2020 году довести до $200 млрд.
Но пока удалось согласовать лишь объемы поставок. Как и предполагалось, российский газ пойдет в Китай по двум маршрутам — западному (газопровод «Алтай», 30 млрд кубометров) и восточному (газопровод от Хабаровска, 38 млрд кубов). Об этом сообщил вчера вице-премьер России Игорь Сечин. Он также отметил, что по основным параметрам контрактов «в принципе есть понимание».
Глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что монополия начнет строительство «Алтая» после подписания контракта. По оценке аналитика Sanford Bernstein Нила Бревериджа, поставки газа в Китай могли бы обеспечивать около 2% российского ВВП.
Но цена осталась несогласованной.
«Газпром» заявлял, что намерен продавать газ Китаю не дешевле средней цены для Европы (прогноз монополии на этот год составляет $352 за тысячу кубометров).
КНР настаивает на цене в $235. Учитывая объемы поставок, если «Газпром» согласится на условия китайцев, концерн ежегодно будет недополучать около $7,6 млрд.
В четверг Путин устроил Ху Цзиньтао экскурсию по офису «Газпрома». «Посмотрим одну из ведущих наших энергетических компаний, а потом поговорим», — сказал премьер. Прийти после просмотра к обоюдному согласию так и не удалось.
Китай нуждается в дополнительных поставках сырья. Угольная энергетика КНР (65—70% в энергобалансе Китая занимает уголь) не справляется с энергообеспечением — уже в текущем году в этой стране ожидается дефицит электроэнергии в 30 ГВт.
Но Китай продолжает торговаться, ссылаясь на уже заключенные контракты. Пекин договорился о поставках сжиженного природного газа (СПГ) из Австралии и с Ближнего Востока, а также о закупках трубопроводного газа в Мьянме.
Гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает дисконт на российский газ необоснованным. «Спрос на газ в Китае растет очень быстрыми темпами, в прошлом году он вырос на 20%, — рассказывает эксперт. — Поставки СПГ из Йемена и Австралии смогут покрыть потребление только в том случае, если Китай сможет нарастить внутреннее производство, как планирует, — на 30—50 млрд кубов к 2015 году, так как с Йеменом заключен контракт лишь на 8 млрд кубометров, а Австралия в ближайшее время будет выводить из строя старые мощности, что снизит объемы поставок».
Планы по собственной добыче Китая Симонов считает блефом: месторождений, где можно было бы вести добычу природного газа, у Китая мало, добыча газа из сланца требует огромного количества воды — технология такой добычи предполагает постоянные гидроразрывы, а для добычи шахтного метана у КНР нет технологий.
«Потенциал собственного производства у Китая, безусловно, есть, но он не покроет растущий спрос», — уверен Симонов.
Китайская переговорная группа считает, что для газа из Восточной Сибири нет другого рынка, кроме рынка КНР.
Глава «Газпром экспорта» Александр Медведев в интервью Bloomberg заявил, что, если контракт с Китаем не будет подписан в ходе визита Ху Цзиньтао, соглашение будет достигнуто до конца года.