Сделка с «Роснефтью» «мертва» и британская компания намерена «двигаться дальше», заявил глава ВР Роберт Дадли в ходе презентации доклада о развитии мировой энергетики. ВР продолжает интересоваться Арктикой, но уже канадским шельфом, а не российским. Также Дадли напомнил, что ВР возвращается в Мексиканский залив, и выразил надежду, что в ближайшем будущем компания получит доступ к новым блокам в Анголе и Тринидаде, пишет The Wall Street Journal.
Сделка «Роснефти» и ВР, заявленная в середине января, предполагала обмен акциями (ВР должна была передать «Роснефти» 5% акций, получив взамен 9,5% акций российской компании, эти пакеты оценивались в $7,8 млрд) и создание совместного предприятия для освоения арктического шельфа России. Речь шла о трех участках в Карском море, общими запасами в 5 млрд тонн нефти и 10 трлн кубометров газа. Первоначальные инвестиции в проект оценивались от $1,4 млрд до $2 млрд. «Сделка года» была предложена вице-премьером Игорем Сечиным, курирующим ТЭК, и была одобрена премьер-министром Владимиром Путиным. Но российские акционеры ТНК-ВР — консорциум AAR (Alfa group Михаила Фридмана, Access Industries Леонарда Блаватника, Renova Виктора Вексельберга) — выступили против, заявив, что альянс BP и «Роснефти» нарушает акционерные соглашения ТНК-ВР. Согласно им ВР должна вести всю свою деятельность в России исключительно через ТНК-ВР. Стокгольмский арбитраж в мае постановил: обмен акциями между BP и «Роснефтью» возможен, только если ТНК-BP войдет в арктический проект. После этого «Роснефть» расторгла сделку.
В середине мая «Роснефть» заявила, что получила от британской компании «новые предложения, выходящие за рамки ранее заключенных с ВР договоренностей». По сообщению российской госкомпании, эти предложения делают возможным обсуждение дальнейшего сотрудничества. Примерно в то же время ВР заявила, что, несмотря на срыв сделки, намерена продолжать переговоры с «Роснефтью».
«ВР не потеряла интереса ни к России, ни к «Роснефти», — уверен аналитик банка «Уралсиб» Алексей Кокин. — Просто британская компания не может зацикливаться исключительно на российских проектах: ВР ведет бизнес по всему миру». В связи с этим Кокин обратил внимание на слова председателя совета директоров ВР Карла-Хенрика Сванберга, который в среду заявил, что британская компания все еще рассчитывает на сделку с «Роснефтью» в той или иной форме.
«Несмотря на то что переговоры с «Роснефтью» в настоящий момент не ведутся, ВР может помочь российской компании в разведке участков арктического шельфа, — заявил Сванберг. — «Роснефть» рассматривает ВР в качестве приоритетного партнера».
«Нельзя трактовать слова Дадли как изменение взглядов ВР на роль российских активов в ее портфеле, — добавляет источник, знакомый с ситуацией. — 40% активов ВР располагается в Соединенных Штатах, но Россия была и остается одним из ключевых направлений развития ВР». По словам источника,
сейчас у ВР из-за позиции AAR просто нет возможности строить какие-то планы на российский шельф, но это не значит, что она в нем не заинтересована.
Теоретическая возможность обойти акционерные соглашения ТНК-ВР у ВР есть. В начале недели The Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на источник сообщала, что британская компания готовится продать часть своего пакета (25% из 50%) в ТНК-ВР. По данным WSJ, руководство британской компании в понедельник уведомило об этом консорциум AAR. Покупателем должна была выступить структура «Роснефти». Это позволило бы «Роснефти» и ВР все же обменяться акциями и создать СП для освоения Арктики. Financial Time, также ссылаясь на источник, писала, что для того, чтобы акционерные соглашения потеряли силу, ВР было бы достаточно продать всего одну акцию из своей доли. Но ВР опровергает такую возможность.
«Подобные решения не принимались, и намерения продавать долю в ТНК-ВР у нас нет», — заявил представитель британской компании в среду.
Эксперты считают, что полностью свою долю в ТНК-ВР британцы не продадут. «Вряд ли ВР решит выйти из состава акционеров ТНК-ВР, — полагает аналитик UBS Константин Черепанов. — ТНК-ВР — третья по величине нефтяная компания в России». ТНК-ВР обеспечивает около трети добычи ВР, а также служит для британцев стабильным источником дохода за счет высоких дивидендов. За четвертый квартал 2010 года совет директоров ТНК-ВР рекомендовал выплатить 59,47 млрд рублей.