Компания «Нафта Москва», подконтрольная бизнесмену Сулейману Керимову, ведет переговоры с правительством Белоруссии о покупке контрольного пакета (50% плюс 1 акция) корпорации «Беларуськалий». Инвестор «близок к сделке», сообщает источник «Интерфакса».
По его данным, «Беларуськалий» оценен в $30 млрд, и сумма сделки может составить около $15 млрд.
Сейчас 100% «Беларуськалия» владеет государство. Получить комментарии «Нафта Москва» и «Белоруськалия» в среду вечером не удалось, в профильных ведомствах Белоруссии закончился рабочий день.
Структуры, близкие к Керимову, контролируют крупнейших российских производителей калия — «Уралкалий» и «Сильвинит».
Приобретение контроля в «Беларуськалии» приведет к созданию компании-лидера мирового калийного рынка.
«Совокупные мощности «Уралкалия» и «Сильвинита» (сейчас компании находятся в стадии объединения) дают около 11 млн тонн калия в год, «Беларуськалий» — примерно 9 млн тонн, — рассказывает Юрий Волов из Банка Москвы. — Если сделка по приобретению контроля в белорусской компании состоится, в будущем Керимов может объединить свои активы и на выходе получить 35–40% мирового рынка».
Создание калийной мегакомпании может привлечь внимание антимонопольных ведомств стран-потребителей. Даже объединение «Уралкалия» и «Сильвинита» тщательно рассматривалось антимонопольными службами Китая и Бразилии, но было впоследствии одобрено.
«Беларуськалий» совместно с «Уралкалием» продает продукцию через одного трейдера — «Белорусскую калийную компанию».
Цена за контрольный пакет белорусского предприятия кажется аналитикам завышенной: «Уралкалий», объединенный с «Сильвинитом», оценивается в $27 млрд, а по мощностям превосходит «Беларуськалий».
По словам аналитика Райффайзенбанка Константина Юминова, справедливая цена «Беларуськалия», исходя из последних сделок по аналогичным активам, в 1,5–2 раза ниже заявленных $30 млрд.
«Но такая крупная премия объяснима, — говорит эксперт. — Продается контрольный пакет, а это всегда увеличивает цену сделки». Кроме того, по словам Юминова, сейчас «Беларуськалием» интересуются китайские инвесторы, а Китай является крупнейшим в мире потребителем хлорида калия (основной компонент для большинства калийных удобрений).
«Если потребитель (в данном случае Китай) получит долю в производстве, он сможет влиять на объемы поставок и цены, — поясняет Юминов. — Поэтому интерес со стороны Китая еще больше увеличивает стоимость актива».
Волов добавляет, что Сулейману Керимову для осуществления сделки, очевидно, придется привлекать заемные средства.
Сделка может пройти в рамках масштабной приватизационной программы, старт которой вскоре даст правительство Белоруссии.
В прошлом году первый заместитель белорусского премьер-министра Владимир Семашко заявлял, что Беларусь будет ждать наиболее подходящего момента для продажи пакета «Беларуськалия». Тогда речь шла о 25%, Семашко оценил такой пакет в $6–7 млрд.
«Если сделка состоится, то она состоится именно по цене, озвученной белорусскими властями, — отмечает заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. — В этой ситуации Лукашенко вполне мог пойти и на продажу контрольного пакета. Сейчас мы наблюдаем в Белоруссии не просто экономический кризис, а кризис экономической модели. Им необходимы крупные инвестиции».