Расходы на организацию железнодорожного сообщения к чемпионату мира по футболу 2018 года составят 830 млрд рублей, оценили «Российские железные дороги». В эту сумму не входят затраты на высокоскоростные магистрали.
«Ориентировочно, без ВСМ, это около 830 млрд рублей. Это наша оценочная величина», — рассказал РИА «Новости» источник в госкомпании.
В эту сумму входят инфраструктурные проекты и расходы на закупку подвижного состава. «Порядка 830 млрд — это все, включая интермодальные перевозки, вокзалы, закупку подвижного состава. Где-то 770 млрд рублей на инфраструктуру, на подвижной состав около 60 млрд рублей», — пояснил источник.
На 60 млрд рублей можно купить 30 «Сапсанов», говорит генеральный директор агентства Infranews Алексей Безбородов. «Неизвестно, сколько вокзалов и пересадочных узлов будет построено», — сетует эксперт.
По словам главы Российского союза промышленников и предпринимателей, члена совета директоров РЖД Александра Шохина, расходы на строительство ВСМ не озвучены, так как не утверждена схема организации движения.
«Рассматриваются две схемы — строительство ВСМ по новым трассам или по существующим», — рассказал он.
«Этот проект в целом обсуждается давно. На совет директоров его выносили вне контекста ЧМ-2018, а как необходимый для организации скоростных и высокоскоростных перевозок для создания транспортной инфраструктуры. ЧМ-2018 — это, скорее, привязка к дате», — отметил Шохин.
В РЖД от комментариев отказались.
Идею объединения городов — участников ЧМ-2018 единой транспортной сетью ранее озвучил премьер-министр Владимир Путин на встрече с президентом FIFA Зеппом Блаттером.
«У нас есть идея соединить города, в которых будет проводиться чемпионат мира, скоростным железнодорожным движением. А это все то, чем будут пользоваться не только любители спорта и футбола — все граждане России», — говорил Путин.
По оценкам Минфина, расходы на строительство трасс для скоростных поездов, которые будут перевозить пассажиров между городами — участниками ЧМ-2018 , могут составить 5,5 трлн рублей, или 137,84 млрд евро. По словам заместителя министра финансов Александра Новака, это затраты на организацию движения по 4 основным магистралям и дорогам, которые свяжут города — участники ЧМ-2018. Скоростные трассы будут построены по направлениям Москва — Сочи, Москва — Санкт-Петербург, Москва — Екатеринбург и Москва — Самара. В российской заявке на проведение чемпионата фигурировали также Калининград, Ярославль, Саранск, Казань, Волгоград, Ростов-на-дону и Краснодар.
С учетом стоимости строительства высокоскоростных магистралей цена организации ж/д-сообщения может составить 6,33 трлн рублей.
Предварительный вариант концепции организации ускоренного, скоростного и высокоскоростного пассажирского железнодорожного движения к ЧМ-2018 будет готов к июню текущего года. По словам генерального директора ОАО «Скоростные магистрали» Дениса Муратова (занимается подготовкой концепции), расходы на строительство ВСМ составят порядка 50 млрд евро. Трасса Москва — Санкт-Петербург будет стоить 10—15 млрд евро без учета выкупа земли. Километр дороги обойдется в 14—22 млн евро.
По оценкам Безбородова, в Европе строительство километра скоростной железнодорожной магистрали составляет 10—15 млн евро. «С учетом кумулятивного эффекта — наработанного опыта строительства — цена часто ниже, если отсутствуют спекуляции с землей», — пояснил Безбородов.
Профессор Высшей школы экономики Анатолий Федоренко считает общую оценку расходов, озвученную Муратовым, заниженной. «В 50 млрд евро обойдется только трасса Москва — Санкт-Петербург. Оценка Минфина более реальна. Но итоговая цена может вырасти на 40%», — считает он, связывая возможное увеличение смет «с высокой коррупционной составляющей транспортного и дорожного строительства в России».
Западный норматив расходов на строительство дорог в России увеличивается на 30—80%, говорит Федоренко. «Очень высокая коррупционная составляющая при отводе земель. При строительстве решаются личные задачи. Расходы растут», — отмечает он.
По словам главного инженера НИИ транспортного строительства Александра Цернанта, для обеспечения необходимых стандартов безопасности ВСМ должны быть построены заново, а не дублировать существующие трассы. «Движение со скоростью 300—350 км/ч предполагает другие технологические решения. Только отдельные дороги могут обеспечить их реализацию», — отмечает он.