Акции российского поисковика «Яндекс» в начале первого дня торгов на американской бирже Nasdaq подорожали более чем на 40%. Основатели компании Аркадий Волож и Илья Сегалович говорят, что первичное размещение акций компаний (IPO — initial public offering) — «только начало для «Яндекса», который планирует международную экспансию» (цитата по Reuters).
«Россия заслуживает того, чтобы у нее была технологическая компания глобального уровня. Мы работаем над тем, чтобы это случилось», — цитирует Reuters Воложа. «Россия известна своими ресурсами, но у России также много талантов. Пока есть не так много технологических компаний, которые работают для всего мира. Мы верим, что научная культура России настолько сильна, что рано или поздно такая компания появится», — добавил он.
Инвесторы оценили российский поисковик «Яндекс» в ходе IPO на уровне $8 млрд — $25 за акцию. Объем размещения составил $1,3 млрд. На старте торгов капитализация компании увеличилась до $11,2 млрд.
Изначально компания установила диапазон размещения в $20—22, но в понедельник повысила его до $24—25. По данным экспертов, спрос на акции превысил предложение в десять раз. Компания разместила 52,18 млн обыкновенных акций, из них 15,4 млн акций допэмиссии.
Из $1,3 млрд компания получила $385 млн, акционеры — 919,3 млн.
Самый большой пакет продает американский инвестфонд Tiger Global, за 7 484 720 акций он выручил $187 млн. Фонд Baring Vostok продает 6 242 095 акций на $156 млн, основатель и гендиректор «Яндекса» Аркадий Волож — 4 052 027 бумаг на $101 млн, технический директор Илья Сегалович — 818 182 акции на $20,5 млн.
Организаторы размещения — Morgan Stanley, Deutsche Bank и Goldman Sachs — получат опцион на приобретение 5 217 405 дополнительных акций.
Если опцион будет реализован, общий объем IPO составит $1,43 млрд, на бирже будет обращаться почти 18% акций компании.
«Яндекс» установил максимальную цену, говорит аналитик по телекоммуникациям ФК «Открытие» Александр Венгранович: «По правилам американской биржи при значительной переподписке к началу торгов организаторы могли без уведомления поднять цену выставления на 20%. Если бы они могли еще больше ее поднять, они бы это сделали».
«Цена будет расти в ближайшие четыре дня. Мы ожидаем ту же динамику, что и LinkedIn (в первый день после первичного размещения акции компании взлетели на 109%), и есть вероятность, что показатели «Яндекса» также увеличатся на 100%», — говорит Венгранович.
Аналитик «Метрополя» Кирилл Горячих также ожидает роста акций в ходе торгов. «Инвесторы позитивно относятся к интернет-компаниям и видят в них будущее, а потенциальный рост российского ИТ-рынка выше, чем рост рынка, в котором развивается Google», — говорит эксперт.
Выход «Яндекса» на биржу стал самым крупным с 2004 года, когда начались торги акциями Google Inc. И это второе за полгода успешное размещение среди российских интернет-компаний. В ноябре на LSE прошло IPO Mail.ru Group, 18,4% акций компании были проданы за $1 млрд, по высшей планке, спрос превысил предложение более чем в 20 раз. Компания была оценена в $5,71 млрд. В апреле 2011 года Mail.ru Group провела вторичное размещение: акционеры продали 6,65% компании за $450 млн.