Федеральная торговая комиссия США (Federal Trade Commission — FTC) обратилась к интернет-компаниям с опросом относительно доминирующего положения Google на рынке интернет-поиска, рассказали The Financial Times два человека, знакомые с ситуацией.
По данным Net Marketshare, у Google 84,6% поискового рынка в мире, далее следуют Yahoo! с 5,15%, Baidu – 4,3%, Bing – 3,91%, Ask – 0,53%.
Сообщение, что регулятор может начать более тщательное и полное антимонопольное расследование против поисковика, поступило в конце этой недели. Один из источников пояснил, что такие неофициальные предварительные опросы конкурентов Google предполагают, что FTC хотела бы собрать гораздо больше информации о практике работы поисковика и затем, если понадобится, принять решение о расследовании какого-либо конкретного случая, говорит источник, знакомый с переговорами. Но, по словам другого источника,
регулятор готов разослать официальные запросы с требованием предоставить информацию. Это означает, что официальное расследование идет полным ходом.
О том, что FTC может начать антимонопольное расследование, впервые заговорили в начале апреля. Но регулятор дожидался решения министерства юстиции США по сделке о покупке Google за $700 млн компании ITA Software, которая предоставляет информацию по расписанию авиарейсов, а также продает билеты через интернет. Ведомство должно было решить, не угрожает ли сделка бизнесу аналогичных туристических сервисов – Expedia, Sabre Holdings, Kayak.com, Farelogix. Минюст одобрил сделку 9 апреля, но в его разрешении отмечалось, что Google обязуется позволять правительству рассматривать жалобы на свою деятельность.
Надзор за соблюдением антимонопольного законодательства осуществляют FTC и минюст. Инициатива FTC – это первый признак того, что именно комиссия будет играть ведущую роль при ведении расследования против Google, а не минюст. Но властям будет сложно обнаружить что-то противозаконное, считают эксперты. «Google занял доминирующее место на рынке просто потому, что лучше ищет», — цитирует Bloomberg профессора Нью-йоркской школы права Джеймса Гриммельманна.
Это не первое антимонопольное расследование против Google. С ноября прошлого года европейские антимонопольные органы выясняют, действительно ли Google виновата в «предвзятом обращении» с поисковыми сервисами. В частности,
конкуренты жаловались на «привилегированное размещение» в поисковой выдаче ссылок на собственные сервисы Google, в том числе телефонный, книжный, сервис сравнения цен и видеохостинг YouTube.
Среди подавших жалобы была одна из компаний, принадлежащих Microsoft. Но уже в конце марта сама корпорация пожаловалась в еврокомиссию: американский поисковик манипулирует поисковой выдачей «в ущерб европейским потребителям». По данным Microsoft, доля крупнейшего поисковика на европейском рынке уже достигла 95%, в связи с чем Microsoft не хочет инвестировать миллиарды долларов на свою поисковую систему впустую.