Корпорация Microsoft заработала в первом квартале 2011 года $5,23 млрд — на 31% больше, чем за тот же период прошлого года. Общая выручка компании выросла на 13% — до $16,43 млрд. Но этого оказалось недостаточно, чтобы сохранить лидирующие позиции на рынке.
Microsoft впервые за последние двадцать лет уступила Apple, сумевшей удвоить свою прибыль до $5,99 млрд.
Акции корпорации после выхода отчета упали на 2%, до $25,97 за штуку. В первом квартале их падение составило 9%, тогда как индекс S&P 500 потерял 5%.
Слабым звеном оказался основной продукт Microsoft — операционная система Windows. Ее продажи снизились на 4,4% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Падение наблюдается второй квартал подряд. Доход подразделения, отвечающего за Windows, составил $4,45 млрд, тогда как аналитики, опрошенные агентством Bloomberg, прогнозировали $4,6 млрд. За квартал компания продала 350 млн лицензионных копий Windows 7.
Не оправдывает ожиданий и объединение контекстной рекламы Microsoft и Yahoo!. Компании все еще улаживают детали слияния и надеются завершить процесс к концу года.
Остальные продукты Microsoft на подъеме. Так, новые приложения Office обеспечили соответствующему подразделению рост дохода на 21% — до $5,21 млрд за квартал. А игровая приставка Xbox 360 за счет нового дополнения — «контроллера без контроллера» Kinect, позволяющего использовать для управления голосовые команды и жесты, — стала хитом, благодаря которому выручка развлекательного подразделения взлетела на 60% — до $1,93 млрд.
Финансовый директор Microsoft Питер Клейн объясняет падение в секторе Windows снижением продаж персональных компьютеров с этой операционной системой, особенно дешевых нетбуков. По его словам, продажи нетбуков за квартал упали на 40%.
Конкуренция со стороны планшетов «сыграла в этом свою роль», признает Клейн. Продажи персональных компьютеров в целом по рынку падают, отметил он. За прошедший квартал они сократились на 8%, в то же время поставки компьютеров для компаний растут на 9%. Хотя iPad от Apple и не назывался напрямую, именно эти планшеты, занимающие порядка 90% рынка, составляют основную конкуренцию нетбукам.
Microsoft пытается создать достойного конкурента iPad и устройствам, работающим под Android от Google, но осведомленные источники утверждают, что такой планшет появится не раньше второй половины 2012 года.
«Персональные компьютеры не покупаются, а если ты хочешь ноутбук, то скорее задумаешься о покупке планшета», — говорит аналитики Fort Pitt Capital Group Ким Форрест. «Microsoft растет хуже рынка. Это говорит о потере некоторой доли рынка, а это уже серьезный провал», — считает аналитик Pacific Crest Securities Брендан Барникл. «Все обеспокоены результатами Microsoft. Это дойная корова рынка, и все озабочены, что у нее падают надои», — резюмирует аналитик UBS AG Брент Тилл.