Телекоммуникационная группа «Вымпелком» рассматривает возможность переориентации поисковой системы «Апорт» с работы на массовом рынке на специализированный поиск, рассказал «Газете.Ru» осведомленный источник в компании. «Мы уже давно не конкурируем на массовом рынке. При этом каталог «Апорт» пользуется популярностью, а у движка поисковика есть возможность для специализированного применения. Мы сейчас думаем о том, каким образом его можно было бы использовать для дела», - объясняет он. Но другой источник, знакомый с планами «Вымпелком», говорит, что «уже принято решение о закрытии поисковика «Апорт».
Представитель «Вымпелком» Анна Айбашева заявила «Газете.Ru», что в данный момент рассматриваются различные варианты развития данного актива и добавила, что компания не комментирует слухи. Пока никаких конкретных планов в отношении «Апорта» нет, объясняет высокопоставленный источник в телекоммуникационной группе.
Поисковая система «Апорт» была основана в 1995 году и впервые заработала в начале 1996 года. В 2000 году «Апорт» приобрела компания Golden Telecom за $25 млн. В начале 2000-х годов «Апорт» начал терять лидирующие позиции на рынке. В 2008 году «Апорт» перешел группе «Вымпелком» после поглощения Golden Telecom, но к тому моменту из проекта «разбежались разработчики», вспоминает источник в крупнейшей российской поисковой системе.
В 2009 году «Вымпелком» заявлял о планах развития «Апорта», намереваясь выйти на рынок контекстной рекламы. В конце 2010 года доля «Апорт» на рынке поиска упала практически до нулевых значений, следует из отчета компании «Ашманов и партнеры». В марте 2011 года ежедневная аудитория «Апорт» составляла около 38 тысяч посетителей. Для рунета это сайт с средней посещаемостью, говорит предправления «Финам» Владислав Кочетков.
По словам соучредителя поисковой системы Quintura Александра Ершова, «рынок прямого поиска перегрет, компаний очень много» и при выходе с него у владельцев «Апорта» появляется шанс сохранить проект. Переориентируя «Апорт» на вертикальный поиск, «Вымпелком» может встроить его в корпоративную систему, в системы большого документооборота или настроить поиск по определенному контенту. По словам Ершова, крупным игрокам «сейчас не до этого и, вполне возможно, что «Апорт» найдет свою нишу».
Но «Вымпелкому не стоит ориентироваться на популярность каталогов «Апорт». «Каталоги» были популярными в начале 2000-х годов. Сейчас массовой аудитории у них нет и уже не будет», - говорит источник в крупнейшем поисковике. «Апорт» в относительно недавнем прошлом - известный бренд, известное доменное имя: при определенных финансовых вливаниях его можно реанимировать, говорит Кочетков. А перспективы могут быть в интеграции с мобильным интернетом, добавляет он.
Президент России Дмитрий Медведев не раз говорил о необходимости создания национальной поисковой системы. Технологической платформой для создания такой системы может стать поисковик Quintura, сообщала газета «Коммерсантъ» со ссылкой на гендиректора компании. Рассматривать возможность интеграции «Апорта» к национальному поисковику нецелесообразно, он сильно отстал от лидеров в технологиях, резюмирует Кочетков.