Федеральная антимонопольная служба разработала экономический механизм сдерживания цен на бензин на российском рынке. Ведомство предлагает снижать акцизы на нефтепродукты в зависимости от роста мировых цен на нефть и увеличения пошлины на экспорт сырья и его производных.
«На определенном уровне критического роста цены должна действовать система, при которой рост экспортной пошлины компенсировался бы падением акциза», — заявил руководитель ФАС Игорь Артемьев. По его мнению, таким образом удастся избежать роста стоимости топлива на внутреннем рынке в случае, если мировые цены на нефть резко увеличатся.
Сейчас нефтяные котировки держатся в районе $120 за баррель. Ранее ФАС возбудила «третью волну» дел против нефтяных компаний по факту завышения цен на топливо.
«В целом наша позиция является сбалансированной: вы, пожалуйста, не выходите за мировые цены, потому что у вас монопольное положение на рынке, не обдирайте потребителя — за это будут большие штрафы, ориентируйтесь, пожалуйста, на трансляцию мировых цен. Но если бесконечный рост цен будет вызывать теоретически резкое увеличение экспортных пошлин и цен для потребителя, то нужно снижать акцизы на ту же величину, на которую повышаются экспортные пошлины», — объясняет Артемьев.
Артемьев говорит, что у ФАС пока нет конкретных предложений по уровню мировой цены, при которой акцизы должны быть снижены. Такое решение, по словам чиновника, должны принимать правительство и парламент.
На прошлой неделе предложение антимонопольной службы выносилось на совещание под руководством вице-премьера Игоря Сечина.
Акцизы на нефтепродукты устанавливаются на год, а экспортные пошлины на сырую нефть пересматриваются ежемесячно.
Ставки акцизов в 2011 году составляют 5995, 5672 и 5143 рубля за тонну бензина в зависимости от октанового числа и 2753, 2485 и 2247 за тонну дизельного топлива. Правительство планирует в 2012 и 2013 годах увеличивать ставку. Ожидается, что акцизы за 2011—2013 годы принесут бюджету 313 млрд рублей.
Доля акциза в стоимости литра бензина класса 2 (АИ-92, средняя розничная стоимость по России на 15 апреля — 23,51 рубля за литр) составляет около 4,6 рубля. Таким образом, возможное снижение акциза на 20% снизит цену бензина примерно на 1 рубль.
«Мы приветствуем инициативу ФАС, — сказали «Газете.Ru» в «ЛУКойле». — Акцизы взимаются только с нефтепродуктов, произведенных в России и для России, а следовательно, они выплачиваются в рублях и не зависят от курса доллара. Акцизы являются мощным рычагом влияния на розничный и оптовый рынок топлива».
«Введение подобной системы действительно позволит защитить внутренний рынок и даст на выходе более низкую цену для потребителя, — согласен директор по стратегическому развитию центра «Кортес» Павел Строков. — Но реализация этого механизма во многом будет зависеть от Минфина».
Получить комментарий Минфина по вопросу о выпадающих доходах во вторник не удалось. Но, как правило, ведомство неохотно согласовывает решения, следствием которых может стать снижение доходов бюджета.
Артемьев убежден, что, утвердив новый механизм управления акцизами, государство «выйдет в ноль» за счет роста экспортных пошлин.
Президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша уверен, что стабилизация российских цен на бензин связана не столько с акцизами, сколько с совершенствованием системы мониторинга экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.
Российские нефтяные компании работают по принципу экспортного паритета: цена топлива для внутреннего рынка равна мировой цене минус пошлины и логистика и плюс акцизы. «Если пошлина ниже адекватной, от мировой цены отнимается меньше, и внутренняя цена в итоге растет», — объясняет Аркуша.
Пошлины устанавливаются раз в месяц на основе мониторинга. «Сейчас изменение пошлин опаздывает за ростом мировых цен, — сетует Аркуша. — Пошлина для апреля устанавливается на основе данных мониторинга с 15 февраля по 15 марта».