Российский интернет-поисковик «Яндекс» оценивается в сумму от $6 млрд до $9 млрд перед выходом на биржу Nasdaq в конце мая или начале июня 2011 года, сообщает Dow Jones со ссылкой на источники, знакомые с планами компании. Она может предложить инвесторам от 10% до 20% акций, утверждает один из них.
Таким образом, за счет IPO «Яндекс» может получить от $600 млн до $1,8 млрд.
Источник не уточнил, будут продаваться новые или существующие акции. Мандаты на проведение IPO «Яндекс» получили инвестбанки Deutsche Bank, Morgan Stanley и Goldman Sachs. В конце февраля агентство Вloomberg сообщало о возможном размещении в июне на $1 млрд. Представитель «Яндекса» не прокомментировал ситуацию.
За 2010 год «Яндекс» увеличил выручку на 43%, она выросла до $410 млн. В основном компания зарабатывает на контекстной рекламе. В декабре 2010 года «Яндекс» контролировал 55,5% российского рынка интернет-поиска, подсчитали аналитики ComScore.
В этом году доходы могут вырасти на 50%, уверен предправления «Финама» Владислав Кочетков, — до $615 млн.
В этом случае при выходе на биржу «Яндекс» может быть оценен в 10—14 показателей P/S (капитализация к выручке). Аналитик крупного российского инвестбанка вспоминает, что мультипликатор P/S конкурента «Яндекса» Mail.ru Group за вычетом зарубежных активов составил около 15.
Mail.ru Group провел IPO на Лондонской фондовой бирже в ноябре. Размещение 33 млн обыкновенных акций в форме GDR прошло по верхней границе ценового диапазона в объеме $912 млн при капитализации $5,71 млрд. В пятницу капитализация Mail.ru Group на LSE составила $6,78 млрд, к 19.12 по московскому времени акции выросли на 5,6%.
В пятницу показатель P/S американской корпорации Google составляет 6,34.
«Инвесторы будут ориентироваться на мультипликатор Mail.ru Group», — предполагает Кочетков.
Но Алишер Усманов, совладелец Mail.Ru Group, в пятницу заявил Bloomberg, что начал осторожнее относиться к инвестициям в интернет-компании, так как их оценки «могли достичь пика». «Инвестиции в интернет становятся менее прибыльными, чем два-три года назад, когда мы начинали вкладывать деньги в стартапы», — считает Усманов.
Инвесторы сильно обеспокоены появлением «реального пузыря» на рынке интернет-компаний, и этому есть все основания, считает бывший директор PricewaterhouseCoopers Кейт Арундэйл, консультирующий венчурных инвесторов.
«Яндекс» планировал выйти на биржу еще в 2008 году. Тогда российская поисковая система оценивалась в $3—5 млрд, организаторами сделки были выбраны Morgan Stanley и «Ренессанс капитал». Но IPO решили отложить из-за глобального экономического кризиса. В 2009 году переговоры о приобретении 10% акций Yandex вел Алишер Усманов, которому принадлежит доля в интернет-концерне Mail.ru Group. Сделка не состоялась. А в сентябре 2009 года Yandex выпустил в пользу государственного Сбербанка «золотую акцию», что позволило государству блокировать сделки с пакетом более 25%. По данным компании, 61% экономического интереса в «Яндекс» имеют инвестфонды, 24% — менеджеры и сотрудники компании, 10% — частные инвесторы и бывшие сотрудники компании, 5% — держатели опционов.
Кочетков полагает, что в ходе IPO часть бумаг продадут акционеры компании — инвестфонды, «решившие зафиксировать прибыль».
В конце 2010 года один из создателей и крупный акционер «Яндекса» Аркадий Волож говорил «Газете.Ru» о наличии альтернативных сценариев развития, помимо IPO. «Конечно, альтернативы есть: можем и не делать ничего — мы хорошо зарабатываем. IPO — это одна из возможностей развития», — заметил он.