Министерство транспорта подготовило изменения в Воздушный кодекс (ВК), которые разрешат авиакомпаниям вводить штрафные санкции за возврат билетов позже чем за 5 суток до вылета, заявил замминистра Валерий Окулов. Пока статья 108 ВК разрешает пассажиру «отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до отправки воздушного судна», получив при этом назад стоимость билета. При отказе менее чем за сутки, авиакомпания может удержать до 25% стоимости билета. Эти условия распространяются на все тарифы, без исключения для low-cost и спецпредложений.
Также, добавил замминистра, планируется вернуть «невозвратные тарифы».
«Невозвратные тарифы являются наиболее дешевыми тарифами у авиакомпаний, однако их нельзя сдать обратно», — пояснил Окулов. По его словам, поправки, подготовленные правительством, уже направлены в Госдуму. В комитете Госдумы по транспорту «Газете.Ru» сообщили, что законопроект в комитет пока не поступил.
«Невозвратные тарифы» фактически запрещены действующими нормами ВК. Но авиаперевозчики применяли их в обход законодательства, официально предлагая дешевый билет как более дорогой и якобы оставляя себе после «возврата» только разрешенную часть в 25%. Такую практику пресекла Федеральная антимонопольная служба год назад. Возвращение «невозвратных» тарифов положительно скажется и на авиакомпаниях, и на пассажирах, ожидает Минтранс.
«Кто выиграл от отмены невозвратных тарифов? — задал сам себе вопрос замминистра. — Пассажир точно не выиграл».
Авиакомпании подтверждают его слова. В пресс-службе «Авиановы» «Газете.Ru» рассказали, что, как классическая low-cost-авиакомпания, они продают более 87% всех билетов через собственный сайт. «Возврат билетов — это процедура, которая не может быть полностью осуществлена через сайт и, следовательно, требует значительных временных и человеческих ресурсов. Чтобы осуществлять возвраты билетов, low-cost-авиакомпания вынуждена увеличивать штат, привлекать подрядчиков на аутсорсинг — кассы в аэропорту, call-центр. Все это ведет к уменьшению количества билетов, продаваемых по фирменным тарифам 250 рублей», — говорят в компании. «До сих пор существует практика, когда пассажир покупает два-три десятка дешевых билетов, а затем, понимая, каким из них сможет воспользоваться, сдает остальные», — говорит начальник аналитического отдела агентства Aviaport.ru Олег Пантелеев.
Исправление Воздушного кодекса уравняет иностранные и российские авиакомпании в правах. «Low-cost-авиакомпании по всему миру уже давно не возвращают деньги за билеты — это нормальная практика, когда билет стоит менее 10 долларов», — замечают в «Авианове». К тому же норма российского Воздушного кодекса не распространяется на иностранных авиаперевозчиков.
Новые поправки позволят снизить цены на билеты, обещают перевозчики. «Принятие нового законопроекта позволит предложить еще больше доступных билетов или даже снизить минимальный тариф», — говорят в «Авианове». «Никакого снижения цен на десятки процентов, конечно, не будет, — уточняет эксперт рынка Пантелеев. — Одни из самых дешевых компаний сделают еще более доступными самые низкие тарифы. Более дорогие компании смогут варьировать цены в зависимости от условий возврата. Среди наиболее дорогих тарифов распространен не возврат денег, а перенос сроков полета».