Помощник президента Аркадий Дворкович детализировал поручение Дмитрия Медведева по улучшению инвестиционного климата. Для снижения давления чиновников на бизнес президент пообещал вывести из состава советов директоров госкомпаний членов правительства, которые отвечают за профильные отрасли.
«Примеры хорошо известны. В финансовом секторе это ВТБ – Кудрин (возглавляет наблюдательный совет банка), в нефтегазовом секторе прежде всего «Роснефть» — Сечин (председатель совета директоров), в транспортном секторе — «Аэрофлот», Шереметьево — Левитин, в смежном секторе, финансово-сельскохозяйственном, Россельхозбанк — Зубков», — перечислил помощник президента. Замена их на независимых директоров может сказаться на качестве корпоративного управления, «исключить необоснованные преференции на конкурентном рынке», пояснил Дворкович. Впрочем,
реформа коснется не всех чиновников и не всех госкомпаний. Непрофильные чиновники могут сохранить места в советах директоров. Так, первый вице-премьер Виктор Зубков может остаться во главе совета директоров «Газпрома», поскольку в правительстве он не отвечает за ТЭК,
пояснил Дворкович. Компании реформа затронет только те, которые работают в конкурентном секторе, а не являются монополиями.
Таким образом, Федеральная сетевая компания, ОАО «Холдинг МРСК», а также «Транснефть» не подпадают под действие решения о замене профильных министров в советах директоров. Не все понятно с «Русгидро»: она хоть и работает на рынке, но фактически исключена из конкуренции в силу низкой себестоимости энергии, генерируемой ГЭС. Какие госкомпании подпадают под действие поручения президента, точнее должно определить правительство и представить соответствующие предложения.
В Кремле рассчитывают, что решения об исключении из советов директоров крупных компаний правительственных чиновников будут приняты на ближайших собраниях акционеров. Если список кандидатов для избрания в новый состав совета безальтернативный, помощник главы государства порекомендовал взять чиновникам самоотвод.
Замену им могут составить бывшие сотрудники правительственных структур, авторитетные эксперты. Можно приглашать и специалистов из-за рубежа. Чтобы они были по-настоящему независимыми, в Кремле считают нужным пересмотреть институт так называемых государственных директив, когда правительство диктует госпредставителям, как голосовать по тому или иному вопросу.
«Сейчас мы анализируем совместно с экспертами, насколько институт директив является адекватным в современной ситуации», — сказал Дворкович.
Идею полностью убрать чиновников из советов директоров госкомпаний Дмитрий Медведев впервые выдвинул в ходе предвыборной кампании в феврале 2008 года. А институт независимых представителей государства в советах директоров госкомпаний был предусмотрен еще административной реформой 2004 года, но активно пользоваться им власти начали три года назад. В отличие от других госпредставителей, которые голосуют строго по директиве, независимые могут не учитывать мнение выдвинувшего его акционера.
Целью реформы было повышение управляемости госимуществом.
По данным Минэкономразвития, независимые директора работают лучше чиновников. В 2010 году в госкомпаниях на одного независимого директора из числа бизнесменов или экспертов приходилось двое чиновников.
Если государство уйдет от ручного управления крупным бизнесом, выиграют все — и власть, и бизнес, и граждане, уверены эксперты.
«Правила управления должны быть определены законом, в том числе и для стратегических компаний. Но не должно быть ручного управления, смотрящих в госкомпаниях: это не цивилизованная норма»,
— говорит директор ЦМЭИ BDO в России Елена Матросова. Это своевременная мера, тем более что государство собирается ограничить свое присутствие в экономике, согласен заместитель генерального директора по инвестиционному анализу ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Андрей Верников.
После ухода представителей власти из совета директоров госкомпании лишатся «конкурентных преимуществ», иронизирует Артур Абузов, старший юрист Goltsblat BLP. «Но эта реформа, безусловно, повысит инвестиционную привлекательность госкомпаний, а также позволит привлечь в качестве независимых директоров специалистов, которые, возможно, смогут вывести эти компании на качественно новый уровень работы», — говорит эксперт.
Того, что выход госчиновников из советов директоров может помешать проводить государственную политику в той или иной отрасли, эксперты не опасаются. «Российский опыт показывает, что для передачи государственных директив вообще не нужно, чтобы государство владело долей в компании. Существуют такие эффективные способы, как «послать доктора», попросить снизить цены, и другие», — напоминает гендиректор EEgas Михаил Корчемкин.
Убрать министров из советов директоров — это хороший имиджевый шаг, но пока что непонятно, насколько это реально уменьшит роль государства в управлении госкомпаниями, особенно если пропорция представителей государства в советах директоров не изменится, полагает эксперт по России и СНГ группы Nomura Татьяна Орлова. «Наилучший способ улучшить корпоративное управление и инвестиционный климат – приватизация, которая автоматически привела бы к уменьшению роли государства в управлении госкомпаниями», — считает Орлова.