Проблему роста цен на электричество Дмитрий Медведев начал обсуждать еще до заседания президиума Госсовета по проблемам электроэнергетики, который в этом году символично проходил в хакасском поселке Черемушки, где восстанавливают пострадавшую после аварии Саяно-Шушенскую ГЭС. Тема тарифов всплыла во время встречи президента с инженерами завода «Русал Саяногорск». Один из молодых сотрудников завода рассказал, что «Русал Саяногорск» за последние годы недосчитался 70 млрд рублей. «Куда ушли миллиарды, Олег Владимирович?» — поинтересовался президент у главы «Русала» Олега Дерипаски. Эти траты покрыли оплату повышенных тарифов на электроэнергию, с готовностью ответил тот.
«А кто это присвоил? — с улыбкой спросил президент. — Шматко? Сечин? Сечин, наверное». «Если и присвоил, то не все», — с уверенностью добавил Медведев.
Подробнее потерю 70 млрд рублей Дерипаска попытался объяснить на Госсовете. «Оно же как-то распределилось по системе, решило вопросы», — осторожно намекнул он.
После аварии на Саяно-Шушенской ГЭС электроэнергию для алюминщиков пришлось закупать не по низкой цене долгосрочных договоров, а по более высокой — на оптовом рынке. Цена выросла и за счет роста тарифа у сетевых компаний Сибири.
Президент намек Дерипаски понял. Увеличение цен на электроэнергию может стать угрозой экономическому росту: с 2000 года тарифы выросли более чем в три раза (в ценах 2000 года), посетовал Медведев.
«Если названная тенденция сохранится, к 2014 году цена на электроэнергию в России будет выше, чем в США, Финляндии и ряде других стран. Больше того, эта цена достигнет такого уровня, при котором строительство собственной генерации становится выгоднее, чем покупка энергоресурса из сети», — заявил глава государства.
«По моей информации, уже сегодня по некоторым категориям потребителей цена на электроэнергию превышает все возможные пределы, — тихо и отчетливо произносил Медведев. — Еще более вызывающе выглядят установленные на 2011 год тарифы на передачу электроэнергии по распределительным сетям в субъектах федерации: разница по регионам в 2–3 раза».
Рост тарифов сетевого комплекса, по подсчетам экспертов, доходит до 30% в год, в результате в некоторых регионах рост конечной цены составляет до 40%. Кстати, больше всего, как правило, страдают не крупные потребители типа «Русала», а мелкие и средние.
Больше всего президента удивила ситуация в Курской области, где предприятия платят 6,5 рубля (15 евроцентов) за киловатт-час. Это выше, чем в большинстве стран Европы и Америки, заметил Медведев. «Может быть, мы решили, что богаче своих европейских соседей», — саркастично прокомментировал он ситуацию в области.
Вице-премьер по энергетике Игорь Сечин попытался противостоять настрою на немедленное снижение тарифов. «Считаю, что мы должны выдержать заложенные рыночные принципы, не допуская при этом ущемление прав потребителей, — осторожно высказался он. — И в этой связи в соответствии с прогнозами решения Минэконома мы должны выдержать рост на уровне до 15%...». «Только не «не выдержать», а не допустить роста выше 15%, не пугайте всех до смерти!» — прервал его глава государства.
Но все же ограничение роста цен для потребителей не должно отпугнуть инвесторов от вложений в электроэнергетику, признал президент и предложил несколько путей решения проблемы. Во-первых, активизировать модернизацию отрасли. Второй шаг — развитие конкуренции на розничном рынке электроэнергии и участие потребителей в процессе ценообразования. В частности, президент указал на необходимость увеличить представительство потребителей энергии в наблюдательном совете некоммерческого партнерства «Совет рынка». «А то эта структура, фактически, филиал Минэнерго, а она задумывалась в других целях», — отметил глава государства.
Территориальные сетевые организации электроэнергетического хозяйства России необходимо приватизировать или укрупнить, так как они являются «черными дырами», где исчезают финансовые средства, дал свой совет Дерипаска.
А министр экономического развития Эльвира Набиуллина предложила передать часть сетевых компаний в частное управление и после этого решать, необходима ли приватизация. «Мы должны определиться, где мы находимся. Чтобы не оказаться там, где мы периодически оказываемся. В определенном месте», — поддержал ее президент.
Текущий рост тарифов на электроэнергию приведет к ограничениям роста экономики, предупредила Набиуллина.
У энергетиков своя правда. «Из-за крайне высокого уровня износа все энергетические компании — и генерация, и сети — имеют большие планы по инвестициям вплоть до 2015 года, и от этих планов никуда не деться, — объясняет руководитель аналитического управления ИФК «Алемар» Василий Конузин. – Так, ФСК, управляющей магистральными сетями, в ближайшие годы придется тратить порядка 200 млрд рублей ежегодно на ремонт, модернизацию и новое строительство».
Причем ростом тарифов сетевиков, которые регулирует государство, дело не ограничится. «У генерации изначально, что повелось еще с советских времен, тарифы были занижены», — говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. «В дальнейшем неизбежен рост цен, особенно для генерации, работающей на газе: ее издержки растут из-за ежегодного повышения тарифов «Газпромом» на топливо на 15%. К 2014 году внутренние цены на газ и вовсе должны сравняться с экспортными», — предупреждает Конузин.