Европейский банк реконструкции и развития не будет участвовать в финансировании строительства трассы через Химкинский лес, сказал «Газете.Ru» представитель ЕБРР в России Ричард Уоллес. Ранее банк, в состав учредителей которого входит Еврокомиссия, рассматривал возможность инвестиций в строительство скоростной дороги Москва — Санкт-Петербург.
Общий объем вложений в проект в ЕБРР оценивали в $6 млрд, из которых были готовы выделить совместно с Европейским инвестиционным банком до $1,5 млрд.
Первый концессионный участок —15—58 км — будет платным, он проходит через лес в подмосковных Химках. Отрезок дороги может быть построен через три года, сказал в четверг первый заместитель председателя правления «Автодора» Сергей Кельбах.
Строительство этого участка дороги вызвало массовые протесты активистов экологических организаций, обвинивших подрядчиков в разрушении экосистемы.
«ЕБРР не участвует в проекте. Существует договоренность о финансировании с пулом других банков», — заметил Уоллес в четверг. Он не уточнил, возможно ли участие банка в финансировании строительства других участков трассы.
Но корпоративный директор ЕБРР Элистер Кларк в письме в адрес российских экологических организаций, датированном 12 января, называет возможное вхождение в проект в будущем «маловероятным событием».
Инфраструктурный проект реализует Северо-Западная концессионная компания (СЗКК), акционерами которой выступают группа «Н-транс», структуры предпринимателя Аркадия Роттенберга и французская корпорация Vinci Concession.
Работы на спорном участке 15—58 км финансируют госкорпорация ВЭБ и Сбербанк. Госбанки выделяют на проект 29,2 млрд рублей.
Помимо привлечения банковских кредитов СЗКК разместила облигации с госгарантиями на общую сумму 10 млрд рублей. Около 70% бумаг выкупил ВЭБ. Государственное финансирование из средств Инвестиционного фонда составляет 22,85 млрд руб. Собственные средства участников ООО СЗКК — более 8 млрд рублей.
Сергей Кельбах оценивает объем инвестиций в строительство первого участка дороги в 66 млрд рублей, из которых 4 млрд идут на компенсацию экологического ущерба.
В итоге более 95% инвестиционной программы СЗКК смогут покрыть за счет государственных денег.
В СЗКК и Vinci Concession не ответили на запросы «Газеты.Ru».
Участие ЕБРР в проекте было поставлено под вопрос после жесткого подавления публичных выступлений активистов общественных объединений в защиту Химкинского леса. Требования экологов, настаивавших на утверждении альтернативных маршрутов трассы, не были выполнены. Но европейская экологическая организация BankWatch поддержала российских коллег и убедила Еврокомиссию заморозить переговоры о финансировании строительства. Правила ЕБРР запрещают банку участвовать в проектах, наносящих ущерб экологии.
В итоге консультации были переведены в неактивную стадию, но не прерваны. Сейчас ЕБРР принял окончательное решение.
Ричард Уоллес по-прежнему называет трассу важным для экономики России проектом.
«Но его организаторы решили идти вперед без ЕБРР, — констатировал он. — Мы всегда просим своих контрагентов исполнять много условий, процесс привлечения финансирования в ЕБРР сложен. По данному проекту мы проделали огромную работу, но в итоге не приняли в нем участия».
Исключение ЕБРР из пула организаторов финансирования строительства трассы Москва — Санкт-Петербург не повлияет на другие инвестпроекты банка, уверяет Уоллес. По его словам, Россия остается приоритетным регионом для ЕБРР. «Около четверти инвестиций мы делаем здесь. Предварительный итог 2010 года близок к $2,5 млрд», — заметил представитель банка.
ЕБРР официально отказался от финансирования и сказал, что вряд ли другие международные финансовые институты будут в этом участвовать, настаивает активист движения «В защиту Химкинского леса» Ярослав Никитенко.
«Это очень показательный факт, у ЕБРР очень высокие стандарты, его участие в проекте — знак качества. Мы надеемся, что Vinci тоже откажется, поняв, что проект коррупционный, антиэкологический и антисоциальный, — заявил Никитенко «Газете.Ru». — Проект рекламировался как международный, но все из него уходят. Мы будем доводить до сведения французской общественности, в каком проекте участвует их компания. Нас поддерживают французские «зеленые». Они организовывали пикеты рядом с офисом Vinci, проводили в Лувре инсталляцию в защиту нашего леса».
Координатор Союза общественных экологических организаций России Андрей Маргулев не удивлен решением ЕБРР. «Банк планировал участие в проекте, но изменил свои планы, — говорит он. — Уважаемая организация не хочет участвовать в сомнительном проекте. Но это имеет значение только как моральная поддержка нашей позиции. Лоббисты нашли деньги внутри страны. Они будут из Сбербанка и Внешэкономбанка инвестироваться в якобы доходный проект».