Федеральная антимонопольная служба готовится предъявить претензии нефтяникам в связи со снижением выпуска дизельного топлива. По словам главы ФАС Игоря Артемьева, дела о нарушении конкуренции могут быть возбуждены против двух из четырех крупнейших нефтяных компаний («Роснефть», «ЛУКойл», ТНК-ВР и «Газпром нефть»), но против кого именно, чиновник не уточнил. Дело может закончиться наложением оборотных штрафов, предупредил Артемьев, но у компаний еще есть время быстро отреагировать и «все вернуть назад».
Во всех четырех компаниях «Газете.Ru» сообщили, что официальных претензий по поводу ситуации на рынке дизельного топлива ФАС не предъявляла. В «Роснефти» добавили, что в ноябре ФАС запрашивала информацию по этому рынку. «Роснефть» предоставила весь необходимы объем информации», — говорят в госкомпании.
По оценке ФАС, нарушители увеличили производство мазута за счет сокращения выпуска дизтоплива, создав таким образом искусственный дефицит на рынке. «Потом идет совершенно сумасшедший рост цены из-за возросшего спроса, — сказал Артемьев. — Причем зимой, когда, наоборот, должен быть сезонный спад цен». Так, в Ханты-Мансийском автономном округе, по данным ФАС, цена литра дизеля превысила даже цену Аи-95.
«Таких диких случаев, как сейчас, у нас еще не бывало», — добавил Артемьев.
В Москве ситуация с дизтопливом также далека от идеальной. Еще в середине ноября Московская топливная ассоциация (МТА) отмечала рост цен на него. Тогда литр такого топлива стоил 22,27 рубля, а на прошлой неделе, по данным МТА, его цена составила уже 24,67 рубля. То есть за месяц она выросла на 10,8%.
Для сравнения: Аи-95 в середине ноября стоил 25,71 руб. за литр, а сейчас 26,08 руб., таким образом, стоимость высокооктанового бензина за тот же срок выросла лишь примерно на 1,5%.
ФАС считает, что нефтяники стремятся успеть продать за рубеж максимальное количество темных нефтепродуктов, пока пошлина на их вывоз не выросла.
Сейчас пошлина на вывоз мазута почти вдвое ниже, чем на дизель, но власти планируют в ближайшем будущем их выровнять, чтобы стимулировать нефтяников к более глубокой переработке нефти.
При одинаковых пошлинах темные нефтепродукты типа мазута станет невыгодно экспортировать, так как они дешевле.
«Нефтяные компании увеличивают производство темных нефтепродуктов, гонят их за границу в огромном количестве, пользуясь тем, что пошлины на темные и светлые еще не сравнялись», — поясняет Артемьев.
Впрочем, глава МТА Евгений Аркуша считает, что дефицит дизельного топлива в значительной степени связан не с увеличением экспорта мазута, а с долгосрочными контрактами на вывоз за рубеж самого дизеля.
«Российские компании экспортируют крупные объемы дизтоплива, его экспорт сам по себе эффективен: он выгоднее и удобнее продаж на внутреннем рынке, — сказал Аркуша. — Скорее всего,
высокая эффективность экспорта привела к заключению долгосрочных контрактов с иностранными партнерами, что, в свою очередь, вызвало отток дизеля с российского рынка с сопутствующим ему дефицитом».
Кроме того, глава МТА напомнил, что значительное влияние на внутренние топливные цены также оказал рост мировой цены на нефть (нефтяные котировки стабильно растут, в понедельник цена барреля нефти марки Brent поднялась на 0,49%, составив $83,89).