«Газпром» собирается строить в Польше электростанции, причем сырьем для них послужит газ, который польская госкомпания PGNiG будет добывать на территории России на условиях концессии. Об этом пишет Dziennik Gazeta Prawna, сообщая, что такое соглашение было достигнуто в ходе визита в Варшаву российского президента Дмитрия Медведева.
Конкретного соглашения на эту тему пока нет, но стороны «заинтересованы в подробном изучении возможности подобного сотрудничества», сообщил источник в «Газпроме» «Газете.Ru».
«Сейчас Польша потребляет примерно столько электроэнергии, сколько и производит (около 154 млрд кВт•ч), — комментирует глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин. – Но
к 2020 году энергопотребление страны вырастет примерно на 10% (до млрд 169 кВт•ч)». И есть возможность экспорта электроэнергии в соседние страны, в частности в Германию и Чехию, объясняет перспективы возможного соглашения эксперт.
К тому же сейчас в польском энергобалансе доля газа составляет лишь 2%, а угля – 80%, но Европа постепенно отходит от использования угля, потому что он гораздо менее экологичен, так что очевидно, что Польша в любом случае будет наращивать долю газа, говорит Пикин.
Согласно заключенному осенью соглашению, до 2022 года Польша закупает у России 11 млрд кубометров газа. Очевидно, что для электростанций потребуются дополнительные объемы, который и будет добывать PGNiG.
Техническая возможность для прокачки есть: в связи со снижением объема поставок «Газпрома» в Европу, свободная мощность газопровода Ямал — Европа оставляет около 15 млрд кубов в год. А уже в 2012 году должен быть запущен газопровод «Северный поток», мощность которого составит 55 млрд кубометров в год.
Если поляки станут добывать газ в России, то они будут получать его по цене значительно ниже рыночной. На днях европейские спотовые цены на газ уже превысили контрактные, достигнув $330 за 1 тысячу кубов, в то время как средняя цена контрактных поставок «Газпрома» в Европу в четвертом квартале $327. « И если Европа будет продолжать ориентироваться на газ, то спот будет расти и дальше», — говорит аналитик ИК «Универ» Дмитрий Александров.
Ценовой выгоды полякам в соглашении нет, возражает глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. «Станет теплее, и спотовые цены упадут, а цены «Газпрома» останутся на прежнем высоком уровне», — говорит он. При этом себестоимость добычи в России и стоимость транспортировки газа растет, в то время как себестоимость сжиженного природного газа и сланцевого, которым богата Польша, напротив, снижается. «Если затраты на добычу польского сланцевого газа окажутся ниже $200 за тысячу кубометров, он может вытеснить более дорогой российский газ с польского рынка», — считает Корчемкин.
Но если PGNiG и «Газпром» будут работать в рамках СП, то поляки будут участвовать и в прибыли, что, с учетом рентабельности газового бизнеса в России, означает получение ими российского газа примерно на $100 дешевле, чем другими контрагентами «Газпрома», уточняет Александров.
«Очевидно, взамен «Газпром» будет требовать создания газораспределительного СП в Польше со своим участием, — полагает Александров. – Это было бы логично».
Это может вызвать недовольство Еврокомиссии. Третий энергетический пакет ЕС, который должен вступить в силу в 2012 году, запрещает одной и той же компании заниматься добычей, транспортировкой и продажей углеводородного сырья.
Такая политика должна послужить демонополизации сырьевого рынка, но бьет по интересам крупных энергетических холдингов.
Россия неоднократно выступала против Третьего энергопакета. Так, в ноябре российский премьер Владимир Путин заявлял, что реализация его положений грозит Европе ростом цен на энергоресурсы «в результате недоинвестирования в развитие инфраструктуры и включения в цепочку поставок лишних участников». Соглашение с Польшей по поводу электростанций и работы PGNiG на территории России специалисты считают удачным ходом со стороны «Газпрома». «Монополия обретает поддержку одной из крупнейших энергетических компаний Восточной Европы, — говорит Дмитрий Александров. – Это серьезный «подкоп» под Третий энергопакет».