X5 Retail Group достигла соглашения о приобретении конкурирующей торговой сети «Копейка», говорится в сообщении Х5 (управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Остров»), направленном на Лондонскую фондовую биржу. Продавцом выступают структуры, аффилированные с совладельцем корпорации «Уралсиб» Николаем Цветковым.
О том, что компании близки к завершению переговоров, «Газета.Ru» сообщала вечером в пятницу.
Сумма сделки составила 51,5 млрд рублей с учетом долга «Копейки» в размере 16,5 млрд рублей, который будет рефинансирован. Деньги на покупку розничной сети Х5 заняла в Сбербанке.
Розничная сеть Николая Цветкова заработала 59,3 млрд рублей за год с 30 июня 2009 года по 30 июня 2010 года. EBITDA (прибыль до выплаты налогов, амортизационных отчислений и процентов по кредитам) составила за этот период 3,8 млрд рублей.
В сообщении Х5 указано,что после завершения поглощения количество магазинов компании в Москве и Московской области вырастет на 75%, к 422 магазинам Х5 будут добавлены 317 магазинов «Копейка». Покупатели откажутся от бренда «Копейка»: магазины сменят вывести на «Пятерочка», активная фаза ребрендинга займет полтора года, с второй половины 2011 года до конца 2012 года.
Глава Х5 Лев Хасис говорит, что рост бизнеса компании обеспечили в основном магазины в формате «мягкий дискаунтер», в этом сегменте работает «Пятерочка». «Приобретение «Копейки» укрепляет позиции Х5 в Москве и Подмосковье в данном формате», — заметил он, пообещав снижение цен: «Мы будем предлагать самые низкие цены на рынке для растущего числа малообеспеченных потребителей, увеличим ассортимент и продолжим экспансию в сегменте дискаунтеров».
Снижение цен окажется возможным за счет изменения условий поставок товаров в магазины: рост масштабов бизнеса позволит получать большие скидки от поставщиков.
Продажа стратегическому инвестору стала альтернативным вариантом для акционеров «Копейки»: до этого компанию готовили к выходу на биржу. Акции Х5 на Лондонской фондовой бирже в пятницу снизились на 10 центов, до $41,2 за бумагу. Аналогично складывается ситуация с банком «Уралсиб»: структуры Цветкова ведут переговоры о продаже доли в капитале банка стратегическому инвестору. Ранее планировалось IPO.
Андрей Гусев, отвечающий за слияния и поглощения в Х5, говорит, что оценка бизнеса «Копейки» соответствует уровню «последних IPO в российском ритейле».
По его словам, процесс интеграции компаний займет около двух лет.
Топ-менеджер признает, что интерес к розничному бизнесу Николая Цветкова проявляли другие потенциальные покупатели, в том числе транснациональные корпорации.
Участники рынка утверждают, что переговоры между «Альфа-групп» (основной акционер Х5) и Николаем Цветковым шли с лета 2009 года с разной степенью интенсивности. Параллельно в переговорах о покупке «Копейки» участвовала американская розничная сеть Wal-Mart. Весной 2010 года X5 Retail Group вели диалог с банком Unicredit по вопросам синдикации кредита на сумму 500 млн евро, говорил «Газете.Ru» инвестбанкир, называя возможной сумму сделки до полутора миллиардов.
Федеральная антимонопольная служба согласовала сделку «с предписанием»: закон не разрешает розничным сетям расти, если их выручка в границах муниципальных районов и городских округов превышает 25% от общего объема. В случае приобретения «Копейки» Х5 придется закрыть часть магазинов. Предписание ФАС относится к магазинам в Московской, Самарской и Нижегородской областях. В частности, речь идет о торговых точках в Дубне, Звенигороде, Подольске, Реутове, Серпухове, Троицке и Щербинке, а также в Чапаевске (Самарская область) и Дзержинске (Нижегородская область). Таких магазинов немного — 3%. Глава профильного департамента ФАС Тимофей Нижегородцев в пятницу вечером сказал «Газете.Ru», что к декабрю ведомство не изменило позицию по условиям сделки.
Холдинг X5 Retail Group управляет 1144 магазинами в Москве, Санкт-Петербурге и еще 39 городах европейской части России, на Урале и на Украине. Мультиформатная сеть компании включает в себя 886 магазинов «Пятерочка» формата «мягкий дискаунтер» (62 магазина в Москве), 209 супермаркетов «Перекресток» (76 магазинов в Москве) и 49 гипермаркетов «Карусель» (десять магазинов в Москве и Московской области). Число франчайзинговых магазинов на территории России — 586. Чистая прибыль за 9 месяцев 2010 года составила $183 млн.
Торговая сеть «Копейка» присутствует в 186 городах России и включает в себя 531 универсам, из них 135 находится в Москве.
Весной 2010 года отраслевые аналитики оценивали бизнес «Копейки» в $1 млрд.