Решение латвийско-российской компании LatRosTrans о сливе технологической нефти из нефтепровода Полоцк — Вентспилс (северная ветка «Дружбы») вызвало бурную реакцию белорусских властей. В Минске рассчитывали использовать трубопровод для быстрой и дешевой перекачки венесуэльской нефти из порта Вентспилса на белорусские НПЗ.
Белоруссия понесла и финансовые потери: в нефтепроводе Полоцк — Вентспилс находилось около 150 тысяч тонн нефти стоимостью примерно $90 млн.
LatRosTrans предупредила о своих намерениях «начать вытеснение технологической нефти из нефтепровода Полоцк — Вентспилс» еще 16 ноября: компания распространила официальное заявление, в котором заявила о своем праве собственности на технологическую нефть и «законных правах» на ее изъятие из трубопровода. К сливу нефти LatRosTrans приступила на прошлой неделе, 25 ноября.
Уже на следующий день, 26 ноября, принадлежащий белорусскому правительству концерн «Белнефтехим» (отвечает за всю нефтепереработку в Белоруссии) заявил, что «вытеснение технологической нефти из магистрального нефтепровода Полоцк — Вентспилс лишает Белоруссию и Латвию перспективы его совместного использования». В «Белнефтехиме» также были возмущены тем, что к работам не были допущены сотрудники Новополоцкого республиканского предприятия по транспорту нефти «Дружба» (НРУПТН «Дружба»), хотя часть трубопровода проходит по белорусской территории.
Но конфликт на самом деле не белорусско-латвийский, а белорусско-российский — между Минском и российской «Транснефтью».
«Дочка» принадлежащей «Транснефти» АК «Транснефтепродукт» владеет 34% уставного фонда LatRosTrans — оператора нефтепровода. Пресс-секретарь российской АК «Транснефть» Игорь Демин первым сообщил о том, что нефтепроводы Полоцк — Вентспилс и Полоцк — Мажейкяй планируется законсервировать после слива из них технологической нефти. По словам Демина, решение о сливе нефти принималось на совете директоров LatRosTrans, которое проходило в начале ноября. Тогда представитель «Транснефти» объяснил это решение «высоким риском техногенной аварии»: труба, которая не эксплуатируется несколько лет, до сих пор находится под давлением, но не обследуется и не диагностируется, что может создавать определенный риск для экологии региона при возникновении аварийной ситуации.
На прошлой неделе «Транснефти» не удалось помешать прокачке нефти по другому нефтепроводу — Одесса — Броды — белорусским нефтепереработчикам. Венесуэльско-белорусский нефтяной транзит оказался слишком прибылен для Украины, и нефть пошла. А 25 ноября стало известно, что Белоруссия и Украина заключили соглашение о регулярном использовании Одесса — Броды с 2011 года.
Нефтяной транзит через Латвию по маршруту Полоцк — Вентспилс намного короче и выгоднее для Белоруссии, чем 674-километровый транзит по трубе Одесса — Броды.
Весь этот год «Белнефтехим» вел переговоры с латвийским «Вентспилс Нафта» по вопросу использования нефтяного терминала в порту Вентспилс и трубопровода Полоцк — Вентспилс для поставки нефти на белорусский «Нафтан». Были разработаны планы технических мероприятий для реализации проекта по прокачке нефти в направлении Белоруссии в течение одного года с минимальными капиталовложениями.
И фактическое перекрытие этого пути «Транснефтью» стало полной неожиданностью для белорусского руководства, говорит Павел Пчельник, юрист одной из белорусских компаний-нефтетрейдеров:
«Белорусское правительство думало, что раз удалось договориться о транзите с Украиной, то со странами Балтии тем более проблем не возникнет».
Теперь белорусская сторона готовится отстаивать свои интересы относительно нефтепровода Полоцк — Вентспилс в суде, но одновременно «Белнефтехим» призывает к сотрудничеству. В качестве одного из вариантов белорусский концерн предлагает вхождение НРУПТН «Дружба» в состав участников компании LatRosTrans путем внесения в качестве вклада в основной капитал ООО LatRosTrans принадлежащей белорусской стороне нефти, находящейся в магистральном нефтепроводе Полоцк — Вентспилс (той самой, которую сейчас сливают с подачи «Транснефти»).