Миноритарный акционер «Транснефти» Алексей Навальный опубликовал документы, из которых следует, что объем нецелевых расходов госмонополии в ходе строительства трубопровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) с 2004 года по середину 2008 года составил около $4 млрд (120 млрд рублей). Навальный ссылается на отчет госкомпании (копия есть в распоряжении «Газеты.Ru»). Труба ВСТО строится для транспортировки российской нефти на рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
По данным Алексея Навального, материалы были подготовлены «Транснефтью» и ее «дочками» для аудита, который проводила Счетная палата. Акты содержат экспертные заключения, касающиеся работ по ВСТО и занимающие в общей сложности более 100 страниц.
Из документов следует, что стоимость работ по ВСТО была необоснованно завышена, торги по выбору подрядчиков проводились с нарушениями, незаконно уничтожалась документация, а некоторые акты были сфальсифицированы подрядчиками.
Кроме того, «Транснефть» понесла крупный ущерб в результате невыполнения подрядчиками обязательств. В отчете много примеров. В одном из актов говорится, что стоимость проектно-изыскательских работ по ВСТО, которые проводило ОАО ВНИИСТ, необоснованно завышена более чем на 10 млрд рублей. Экспертную оценку давали сотрудники самой «Транснефти». Также упоминается увеличение сметы вследствие ошибок и недостатков проектирования — 1,49 млрд рублей и при расчетах — вследствие необоснованного применения поясных коэффициентов (64,3 млн рублей) и арифметических ошибок (36,7 млн руб).
Из документов следует, что торги по выбору подрядчиков и поставщиков для проекта ВСТО проводились с нарушениями законодательства.
«По существу, торги являлись формальными и их результат заранее предопределенным», — говорится в одном из актов. Документы по некоторым лотам были незаконно уничтожены.
Согласно документам, в процессе исполнения контрактов подрядчики ООО «Стройсистема» и ООО «Строй Контингент» стали допускать нарушения условий контрактов. «Однако вместо своевременного проведения претензионной работы со стороны ООО ЦУП ВСТО (заказчик) стали заключаться многочисленные дополнительные соглашения, которые существенно изменили первоначальные условия контрактов в пользу подрядчиков», — говорится в аудиторских документах.
А из-за того, что генподрядчик ЗАО «Краснодарстройтрансгаз» не выполнял своих обязательств по заключенным соглашениям, «Транснефти» пришлось идти на необоснованные дополнительные траты в 2,44 млрд рублей.
С момента заключения контрактов было понятно, что компании, выбранные в качестве подрядчиков, требованиям не соответствовали. «Ни одна из генподрядных организаций на момент заключения контрактов и в период исполнения договорных обязательств не была в состоянии собственными силами и с участием организаций, заявленных в конкурсных предложениях в качестве субподрядчиков, выполнить строительно-монтажные работы в полном объеме и в контрактные сроки, с соблюдением правил производства работ ни по одному из заключенных контрактов по объектам строительства ТС ВСТО», — зафиксирован в документах вывод экспертов «Транснефти».
Некоторые субподрядные организации, как следует из актов, были зарегистрированы на подставных лиц, и имели место факты фальсификации отчетных документов по подрядным работам.
На основе аудита сделан вывод, что при реализации проекта ВСТО «искусственно была создана схема в интересах генерального проектировщика и генеральных подрядчиков», которые, практически не работая сами, являлись, по сути, лишь посредниками между заказчиком и субподрядчиками, получая необоснованно высокую оплату.
То есть генподрядчики исполняли роль прокладки. Например, договор с ОАО ВНИИСТ был признан не имеющим экономического смысла, ущерб от того, что заказчик заключил соглашение с ВНИИСТ, а не напрямую с реальным исполнителем работ (ОАО «Гипротурбопровод»), оценивается в 2,1 млрд рублей.
Вышеперечисленные факты (и другие, упомянутые в документах) и привели к нецелевому использованию 120 млрд рублей.
В «Транснефти» «Газете.Ru» подтвердили, что после того, как компанию возглавил Николай Токарев (2007 год), действительно проводилась проверка, и ее результаты были представлены Счетной палате России. По словам пресс-секретаря «Транснефти» Игоря Демина, данные о завышении стоимости работ и потерях нефтетранспортной монополии были озвучены главой СП Сергеем Степашиным практически сразу после окончания проверки, в конце 2008 года.
«Мы были вынуждены начать проверку, так как подрядчики не выполняли своих обязательств, — рассказывает Демин. — От недобросовестных подрядчиков мы избавились, с некоторыми субподрядчиками до сих пор судимся, а с некоторыми продолжаем работать».
Демин признает, что ряд контрактов были заключены на заведомо невыгодных условиях.
«Транснефть» дает понять, что все нарушения имели место при бывшем руководителе компании Семене Вайнштоке, дистанцируясь таким образом от «незаконного освоения», поясняет старший эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов: — Вайншток играет роль громоотвода».
Отраслевые эксперты скептичны. Вопрос не в менеджменте, уверен начальник аналитического отдела ИК «Галлион Капитал» Александр Разуваев. «Менеджеры — наемные работники, а вопросы нужно задавать собственнику, то есть государству», — резюмирует он.