Депутат Государственной думы Александр Коган направил депутатский запрос в Федеральную антимонопольную службу с требованием провести проверку соблюдения законности в процессе регистрации русскоязычного домена .РФ. В запросе, имеющемся в распоряжении «Газеты.Ru», депутат заявляет, что действия регистраторов могут квалифицироваться как киберсквоттинг (скупка доменных имен с целью последующей перепродажи).
11 ноября началась открытая регистрация доменных имен в домене .РФ. За первые сутки открытой регистрации в домене .РФ зарегистрировано почти 250 тысяч доменных имен. 49,5% из этих имен были зарегистрированы регистратором RU Center. Минимум половина этих имен регистрировалось на саму компанию-регистратора с целью последующего проведения закрытого аукциона. В списке выкупленных регистратором имен содержится множество «красивых» доменов, зарегистрированные товарные знаки, наименования организаций, бренды и общеупотребительные слова.
«Указанные наименования доменных имен являются важнейшими для образования структуры домена .РФ. Фактически данные доменные имена являются ключевыми для пользователей сети интернет при поиске информации и при прямой адресации», — считает Александр Коган.
«Я хочу понять, пользовалась ли эта компания доминирующим положением на рынке и не аффилирована ли она как-то с руководством технической службы системы регистрации доменных имен (ЗАО «Технический центр интернета»)», — рассказывает депутат «Газете.Ru». По его мнению, «действия RU Center нарушают принятые решения высшего органа управления Координатора и администратора домена .РФ, также это противоречит словам президента Дмитрия Медведева, который заявлял, что при регистрации новых доменов должна действовать справедливая система первого заявителя».
Генеральный директор RU Center и председатель рабочей группы по введению регистрации в домене .РФ Алексей Лесников ответил на вопросы «Газеты.Ru».
— За первые сутки открытой регистрации в домене .РФ было зарегистрировано почти 250 тысяч доменных имен. Вы оказались лидером среди регистраторов. По числу зарегистрированных вами или для вас доменов получается, что с вашим участием заключено сделок на 49,5% всех доменных имен зоны. Как вам это удалось?
— Я считаю, что этого даже мало. Мы предполагали, что будет больше, потому что RU Center — крупнейший регистратор. Для примера, мы приняли заявки на 80% доменов во время периода приоритетной регистрации (для госорганов, товарных знаков, фирменных наименований и СМИ). Это говорит о том, что все «стабильные» организации регистрируются через нас. Так что ничего удивительного в числе 50% нет. Кстати, нам удалось зарегистрировать только 79% доменов от общего числа заявок, на которые были собраны предварительные заказы.
— Перед началом открытого этапа регистрации в координационном центре утверждали, что все регистраторы будут поставлены в равные условия. Как вы успели обработать столько заявок, если все были в равных условиях?
— Каждый регистратор имел право подавать не более 4800 заявок в час в «Технический центр интернета». Это правило было введено центром для того, чтобы все оказались в одинаковых условиях. На самом деле нас это поставило в неравные условия, так как предварительных заявок у нас было 105 000 — гораздо больше, чем у остальных регистраторов (у ближайшего конкурента 32 000 заявок). Мы занимались регистрацией, официально имея два регистратора: бренд RU Center объединяет АНО «РСИЦ» и ЗАО «РСИЦ». Поэтому мы могли регистрировать по 9600 доменов в час. А у нас по состоянию на 10 ноября было 105 000 оплаченных предварительных заявок. Значит, мы должны были бы работать больше 10 часов без остановки, чтобы удовлетворить все предзаявки. И за это время мы не могли бы обслуживать новых клиентов, а поскольку некоторые наши клиенты подавали заявки сразу в несколько организаций, то мы могли бы их потерять: просто кто-то другой бы успел зарегистрировать их имя. Так что мы оказались в неравных условиях.
Для того чтобы успеть зарегистрировать все имена, мы заключили партнерские договоры с «Релкомом», с «Элвис Телекомом», с «Демосом» и Domenus.
— Почему тогда вам удалось получить так много «красивых» слов, за которые боролось и 17 ваших конкурентов? Например, «магазин.рф», «стол.рф», «клиника.рф», «игрушки.рф», «телефон.рф».
— Мы действовали строго по правилам. И четко знали, что сразу не сможем зарегистрировать все имена. Поэтому составили списки и отправили первыми те заявки, на которые было больше всего заявок. В них, разумеется, попали все «красивые» имена. 79% мы смогли зарегистрировать, остальные достались конкурентам. Например, домен «работа.рф» был вторым по популярности (около трехсот заявок), и мы, конечно, хотели и его зарегистрировать, но не удалось.
— Изначально аукционы на «красивые» имена зоны .РФ планировали проводить в самом координационном центре. Тогда предполагалось, что открытая регистрация доменов начнется по «голландской системе», то есть с понижением цены. Это должно было защитить доменные имена от киберсквоттеров. Однако потом эта идея в КЦ была отменена, там решили, что заявки надо принимать в порядке очереди. Почему вы решили вернуться к идее аукционов?
— Мы решили проводить свои аукционы в тот момент, когда стало ясно, что сам координационный центр не будет проводить голландские торги. Мы считаем, что в тот момент, когда в час Х открывается возможность что-то получить и есть много желающих на это, нет более справедливого способа определить, кто более достоин покупки, чем аукцион. Стандартный подход, который работает в открытых доменных зонах, — «кто первый, того и тапки». Но этот подход не работает при открытии регистрации в любом новом домене. Потому что «тапок» фактически еще нет, но уже есть спрос. Представьте, стоит толпа в 600 человек и ждут, когда появится, например, домен «авто.рф». И если бы мы объявили, что «первый тот-то и тот-то», а остальные 599 человек свободны, то все они начнут нас обвинять, что их надули. И даже демонстрация наших логов их не убедит: ведь это наш лог, и невозможно никого убедить, что он верен. В суд они, скорее всего, не пойдут, но будет 599 недовольных и считающих себя обманутыми. Для нас это недопустимо.
— Вы уже сталкивались с такими случаями?
— Российский доменный бизнес проходил это с освобождающимися доменами до появления аукционов, когда их скупали «профессионалы» доменного бизнеса. Невозможно было людям доказать, что делают они это в общем-то честно, просто у них по 20 серверов направляют запросы на регистрацию. Затем мы ввели аукцион освобождающихся доменов, и, по нашему опыту, на то, как мы проводим такие аукционы, не было нареканий. Мы проводим такие аукционы 6 лет. Средняя цена на них — до $100. А по нашему прошлому опыту, когда мы проводили регистрацию по принципу «кто первый подаст заявку», в момент освобождения имени мы получали с десятка серверов DDOS-атаку так, что ни один желающий. кроме «профессионалов», не мог даже подать заявку. Так что есть два варианта: или все скупят профессионалы и продадут втридорога, либо будут закрытые аукционы, организованные регистраторами по открытым правилам, среди тех, кому эти домены действительно нужны. Если бы не было у нас аукциона, то «серые» аукционы проводили бы сами киберсквоттеры.
— Против аукционов активно выступила Федеральная антимонопольная служба. В этой идее ведомство нашло признаки нарушения антимонопольного законодательства. Депутат Александр Коган направил запрос в ФАС с целью проверить, являются ли действия вашей компании при открытии регистрации русскоязычного домена .РФ киберсквоттингом. Как сообщили «Газете.Ru» в ведомстве, там «заинтересовались этой ситуацией». Не боитесь вопросов?
— Не боимся. Мы все регистрировали для клиентов, для себя лишь 170 заявок. Поэтому мы не считаем, что неправы. Вопрос о проведении аукционов рассматривался на совете КЦ. И там решили, что не будет аукционов на уровне самого КЦ. Тогда встал вопрос, запрещать или не запрещать регистраторам проводить аукционы у себя на площадках. И мы в обсуждении поняли, что если все запретить, тогда все будет скуплено киберсквоттерами. Я лично считаю, что логично было проводить аукционы именно на уровне КЦ, чтобы деньги остались там и пошли на развитие инфраструктуры российских национальных доменов. Причем делать это надо именно с поэтапным снижением цены.
— Аукционы иногда обвиняют в том, что в них присутствует «покупатель», который начинает поднимать ставки до тех пор, пока даже у самых заинтересованных лиц не хватит сил торговаться. Выиграв аукцион, такой покупатель исчезает, а вы продаете сайт второму покупателю по самой высокой его ставке, зачастую в разы превышающей сумму, предложенную третьим по активности участником. Напрямую в том, что этот покупатель – представитель вашей компании, вас не обвиняют, но анонимно такие обвинения высказывается. Как вы относитесь к таким обвинениям?
— У выигравшего аукцион есть право за 10 дней оплатить свою покупку. Если победитель не выкупил имя, то он платит штраф, а право переходит ко второму. Если за 10 дней второй тоже не оплатил, то он тоже платит штраф, а домен считается непроданным. Объявляются новые торги, о которых предупреждаются все участники. Увы, у профессионалов доменного рынка есть тактика, когда они срывают торги раз за разом. Проверено, что благодаря этому часть желающих перестают в них участвовать и цена падает. Поэтому, хотя цена на аукционе и так в среднем в 4–6 раз ниже, чем та, по которой домен достается конечному пользователю из рук перекупщиков, срывом торгов они снижают цену еще в 4–6 раз. Мы пытались бороться с этим. К сожалению, увеличение задатка при растущих аукционах мы проводить не можем. Так как для этого надо приостанавливать торги, а кроме того, не все торгующиеся могут заплатить задаток.
— Правда ли, что, в случае когда в аукционах на домен в зоне .РФ будут появляться такие «пропадающие» покупатели, домен даже не будет отдаваться второму участнику аукциона, а просто перейдёт к вам, и вы потом такие имена будете выставлять на открытом аукционе для всех желающих?
— Домен останется у нас только в том случае, если его не выкупит ни первый, ни второй участник. Такой домен впоследствии выставляется на открытый аукцион с оповещением всех, кто участвовал в закрытом аукционе. Но нам это невыгодно. На открытые аукционы, по опыту, приходят случайные люди, поэтому все более неопределенно. Самый большой процент продаж бывает на закрытых аукционах: туда приходят люди, заранее обдумавшие покупку. Спонтанные покупки делают реже. И среди случайных людей больше тех, кто готов торговаться до конца не с целью купить, а с целью навредить соседу, чтобы аукцион не состоялся. Не в наших интересах держать домены на себе, мы заинтересованы в передаче их клиентам.
— Сколько аукционов по именам в зоне .РФ вы уже провели за эти дни, на сколько в среднем растут по ним ставки и какую максимальную цену пока заплатили за домен?
— Пока не было закончившихся аукционов. Торги начаты, но не окончены. Их окончание примерно будет 23–25 ноября.
— Есть ли у вас прогнозы, сколько вы сможете получить после реализации всех доменов, зарегистрированных в первый день регистрации?
— Прогнозов пока нет, мы обязательно предоставим информацию по итогам торгов.