Белоруссия в 2011 году планирует закупить в России менее половины необходимой республике нефти, заявил в пятницу Александр Лукашенко: «Остальное — на мировых рынках».
Сама Белоруссия потребляет всего 6,3 млн тонн в год. Это оценка России, именно такие объемы она поставляет в республику без экспортной пошлины, которая сейчас составляет $290,6 за тонну. Но закупает Белоруссия гораздо больше: в этом году объем поставок запланирован на уровне порядка 22 млн тонн российской нефти, плюс около 1 млн тонн республика добывает самостоятельно. Те объемы, которые Белоруссия не потребляет сама, она перерабатывает и продает в Европу.
Разговоры о том, что республика должна снизить зависимость от России, Лукашенко начал вести уже давно, главным его достижением на этом поприще стало заключение договора о поставках нефти из Венесуэлы.
Именно об этом соглашении Лукашенко напомнил в пятницу, уточнив, что Белоруссия в 2011—2013 годах получит 30 млн тонн венесуэльской нефти, то есть в год — порядка 10 млн тонн. Это как раз и составляет примерно половину от закупаемых в России объемов.
Но нефть из Венесуэлы нужно еще до Белоруссии доставить. В этом году республика закупила около 400 тыс. тонн венесуэльской нефти, которая доставлялась танкерами в Одессу и далее по железной дороге. Но крупные объемы этим путем перевезти уже не получится.
Лукашенко хочет везти нефть либо через порты Прибалтики, либо через Украину — нужно лишь перевести нефтепровод Одесса — Броды в аверсный режим (сейчас он работает в режиме реверса, российская нефть из нефтепровода «Дружба» по этой трубе от Бродов идет до Одессы). Ранее Лукашенко говорил, что соглашения с Украиной и странами Балтии практически достигнуты.
Но эксперты считают такую схему поставок крайне маловероятной.
«Если Украина согласится перевести Одесса — Броды на аверс, это будет означать разрыв существующих контрактов с российскими компаниями,
— заявляет гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Причем Белоруссия в любой момент может заключить новые соглашения с Россией (об этом говорит, например, недавнее согласие Белоруссии перечислять в российский бюджет пошлины от экспорта нефтепродуктов), а Украина останется с аверсным нефтепроводом и разорванными соглашениями».
В Прибалтике, по словам Симонова, к идее перевалки нефти для Белоруссии тоже относятся без излишнего энтузиазма: никаких гарантий, что транзит будет оплачен, Лукашенко пока не дал, хотя транспортировка венесуэльской нефти через Эстонию — наиболее выгодный с экономической точки зрения вариант для Белоруссии.
«Но дело не столько в сложностях и цене транспортировки, сколько в цене самой нефти», — подчеркивает эксперт. Такая модель сотрудничества имела бы смысл лишь в том случае, если бы Уго Чавес предложил Александру Лукашенко крупную скидку. «Но Чавес этого делать явно не собирается, — говорит эксперт. —
По данным Белстата, в первом полугодии 2010 года Белоруссия закупала венесуэльскую нефть по фантастической цене в $656 за тонну, в то время как сырье из России поступало по цене $398 за тонну».
Впрочем, $398 — средняя цена, в которой учитываются и беспошлинные 6,3 млн тонн. Но, даже если считать, что вся российская нефть идет в Белоруссию со стопроцентной пошлиной, ее цена составит около $590 за тонну (порядка $300 — средняя внутрироссийская цена, по которой Россия осуществляет поставки в Белоруссию, плюс $290 пошлины).
Таким образом, если Александр Лукашенко намерен закупать 10 млн тонн в год у Венесуэлы, это обойдется ему, исходя из вышеуказанных цен, в лишние $660 млн ежегодно.
«В связи с тем, как настойчиво Белоруссия просит у России дешевую нефть и дешевый газ, возникают серьезные сомнения в том, что белорусский бюджет способен взять на себя лишние траты,
— делает вывод Симонов. — Так что, скорее всего, в следующем году все будет так же, как и в текущем: Белоруссия будет закупать у Венесуэлы незначительные объемы, но при этом выступать с громкими заявлениями о снижении зависимости от России».