В ходе визита президента России Дмитрия Медведева в Южную Корею было подписано более 20 документов о сотрудничестве между российскими и корейскими корпорациями, а также межведомственные программы в сфере инноваций.
Дмитрий Медведев предложил партнерам из Кореи заключить альянс на базе Сколковского инновационного проекта.
Товарооборот России и Южной Кореи по итогам 2010 года может превысить $17 млрд. По итогам 8 месяцев 2010 года показатель составлял $11 млрд, на 82,2% выше объемов аналогичного периода прошлого года. По словам Дмитрия Медведева, в первом полугодии 2010 года южнокорейские инвестиции в российскую экономику составили около $600 млн.
«Россия и Республика Корея активно взаимодействуют в политике, экономике, культуре, а также на международной арене. Постоянно увеличивается число взаимных поездок граждан. Это свидетельствует о возросшем интересе наших народов друг к другу, об активизации общения между людьми», — говорил Дмитрий Медведев накануне визита.
В частности, по его словам, масштабные работы проводятся на Дальнем Востоке России в связи с созданием базы судостроения и судоремонта. В ноябре 2009 года состоялась закладка современных верфей — российско-корейской «Звезда–D.S.M.E.» и российско-сингапурской «Восток-Раффлс». Объем контрактов по строительству морских судов различного типа составляет $5 млрд.
Визит оказался продуктивным для российских компаний. Были подписаны межправительственные соглашения по морскому транспорту и о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого. Корпорация «Мечел» и южнокорейская Posco подписали в среду меморандум о намерениях. Подписи под документом поставили председатель совета директоров «Мечела» Игорь Зюзин и президент Posco Чунг Джун Янг. По данным корейских СМИ, меморандум предусматривает, в частности, возможность совместного строительства металлургического завода на востоке России. Posco сообщила в среду, что компании могут совместно инвестировать в добычу сырья, модернизацию портов и строительство металлургических производств.
«Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» подписала с компанией Hyundai Heavy Industries два соглашения. Первое — о сотрудничестве по созданию интеллектуальной сети: Hyundai будет проектировать, разрабатывать и вводить в эксплуатацию новое оборудование с привлечением инновационных решений и технологий. Второе соглашение — о реализации проекта по строительству завода по производству электротехнического оборудования во Владивостоке. Срок сдачи объекта — 2012 год. Стоимость проекта оценивается примерно в $15 млн. Hyundai обязуется целиком профинансировать этот проект.
Москва и Сеул продолжают обсуждать проект по созданию транскорейской железной дороги (через Россию и Северную Корею к портам южной Кореи) и ее связи с Транссибом. Кроме того, прорабатываются планы строительства высоковольтной ЛЭП через территорию КНДР и транзит электроэнергии в республику Корея.
Центральной экономической темой повестки дня стало обсуждение возможности построить газопровод в Южную Корею. «Газпром» и южнокорейская компания Kogas подписали «дорожную карту» по реализации поставок российского газа. Предполагается, что «Газпром» начнет поставлять не менее 10 млрд кубометров газа в год, сообщил глава «Газпрома» Алексей Миллер. «Сегодня определен год начала поставки новых объемов по большому контракту российского газа в Республику Корея — это 2017 год. Объемы поставки не менее 10 млрд кубометров газа», — заявил Миллер по окончании переговоров с корейскими коллегами.
Сейчас Россия поставляет в Корею сжиженный газ в объеме 1,5 млн тонн. «Наши корейские партнеры заинтересованы в том, чтобы увеличить поставки российского газа на корейский рынок», — добавил Миллер. Он напомнил, что в прошлом году было подписано соглашение о предпроектных исследованиях поставок дополнительных объемов российского газа. Теперь исследования завершены, и страны будут договариваться «по условиям договора купли-продажи газа».
Наращивание экономических связей с Южной Кореей соответствует стратегии Кремля по диверсификации географии внешней торговли — переориентации с Европы, экономика которой восстанавливается медленно, на Азию и точки роста в других регионах, полагает главный стратег Deutsche Bank Ярослав Лисоволик. Он считает возможным проведение переговоров по вопросу создания зоны свободной торговли между странами.
«Не менее перспективный инструмент сотрудничества – создание зоны свободной торговли с Южной Кореей, а возможно, и с Вьетнамом. Такие идеи уже обсуждались и вполне могут быть реализованы», — полагает Лисоволик.
Натянутые отношения России с влиятельной в азиатско-тихоокеанском регионе Японией и периодически возникающие противоречия с Китаем не помешаю укреплению связей по линии Москва — Сеул. «Япония и Южная Корея конкурируют за российские энергоресурсы, и Россия могла бы использовать это с выгодой для себя», — считает Лисоволик. Между Китаем и Южной Кореей существуют противоречия в культурной сфере, а также по вопросу американского военного присутствия, замечает ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Евгений Канаев, добавляя, что «несмотря на это, тренд остается центростремительным».