Россия и Польша одобрили текст договора о поставках газа, согласно которому «Газпром» увеличивает ежегодные объемы поставок в страну на 2 млрд кубометров (таким образом, всего Польша будет получать около 10,5 млрд куб). Но сроки действия контрактов увеличены не будут. Ранее предполагалось, что соглашение по поставкам будет продлено до 2037 года, а соглашение по транзиту российского газа через польскую территорию — до 2045 года. Но Россия настояла, чтобы сроки остались прежние — до 2022 года и 2019 года соответственно.
С одной стороны, такое предложение России можно рассматривать как уступку Евросоюзу: ЕС настаивал на максимально кратких сроках контрактов, чтобы снизить зависимость от российских поставок и получить пространство для маневра. Но в этом заинтересован и сам «Газпром».
«Монополии нужно определиться с конъюнктурой: пока непонятно, какими темпами будет восстанавливаться спрос на газ в Европе, так что «Газпром» оставляет себе пути для отступления, — поясняет старший эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. — Кроме того,
российский холдинг не может законтрактовывать свой газ на долгий срок. Когда начнет работу трубопровод «Северный поток», может случиться так, что его нечем будет заполнять, таким образом, компания подстраховалась и с этой стороны».
Очевидно, Польше удалось добиться от России выгодных финансовых условий — недаром польский премьер-министр Дональд Туск заявлял, что Польша очень довольна контрактом, полагает Анастасия Соснова из аналитического агентства «Инвесткафе». «Скорее всего, речь идет о гибкости ценовой политики и условиях схемы «бери или плати» , — то есть, штрафы за недобор законтрактованного газа могут быть снижены или вообще отменены, — говорит эксперт. — А для «Газпрома» долгосрочные поставки на не самых выгодных условиях означают упущенную прибыль».
Польша потребляет в год порядка 14 млрд кубометров газа. Таким образом, увеличение российских поставок будет обеспечивать около 80% потребления вместо нынешних 60— 65%. Причем изначально Польша хотела максимально диверсифицировать поставки, чтобы снизить зависимость от России. Предполагалось, что поляки будут разрабатывать собственные запасы сланцевого газа (около 1,3 трлн кубов).
Однако при нынешних ценах на мировом рынке добыча газа из сланца попросту нерентабельна, говорит Соснова: только себестоимость добычи одной тысячи кубометров польского сланцевого газа составляет порядка $280. При этом, средняя цена поставок «Газпрома» в Европу составляет на данный момент $310.
Таким образом, нынешний договор выгоден обеим сторонам: Польша получает газ, а «Газпром» сохраняет рынок и даже увеличивает свою долю в польском энергобалансе. Документ обретет силу после того, как министерства двух стран его окончательно согласуют — только тогда документ подпишут госкомпании.