Motorola, американский производитель мобильных телефонов, решила закрыть свой офис в России, что означает прекращение официальных продаж ее телефонов на территории страны. «Фактически сотрудники работают до конца октября, процесс отчетности продлится еще пару месяцев, то есть офис закроется в конце декабря», — рассказали «Газете.Ru» три источника, знакомые с ситуацией.
Директор по маркетингу мобильного подразделения российской Motorola Елена Кузнецова не ответила на звонки «Газеты.Ru», но,
по словам участников рынка, решение о закрытии мобильного подразделения было неожиданным, так как работа продолжалась в нормальном режиме, в августе были заключены договоры на поставку телефонов с российскими дистрибуторами.
Сами дистрибуторы не комментируют закрытие офиса, однако уход Motorola с российского рынка для них сенсацией не стал. Доля продукции Motorola даже в крупных ритейлерских сетях ничтожна. По словам представителя «Связного» Елены Ноготковой, последний год они даже не указывали компанию в отчетности по продажам. Сейчас в магазинах «Связного» продаются всего две модели этого производителя, а на сайте — десять. Поставки в «Евросеть» также были штучными: представитель компании Ульяна Смольская сообщает, что количество закупленных аппаратов по последнему контракту, который был заключен два года назад, даже меньше количества салонов, а на сегодняшний день осталось около сотни телефонов. Доля Motorola на российском рынке составляет около 0,6%, подсчитал аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
Будут ли на российском рынке присутствовать телефоны Motorola после того, как ритейлеры распродадут остатки, пока неясно.
Компания рассматривает возможность непрямой дистрибуции,
но, по мнению Муртазина, крупные ритейлеры не будут самостоятельно заниматься сертифицированием, доставкой и локализацией устройств. Тем не менее Motorola гарантирует обслуживание уже проданных телефонов.
Причиной ухода из России, скорее всего, стало желание глобальной Motorola сократить издержки, отказавшись от некоторых локальных рынков. По данным Mobile Research Group (MRG),
в этом году Motorola закрывает офисы в Африке и в Европе (Чехия, Венгрия, Украина).
Под вторую волну сокращений попала и Россия.
«У Motorola очень плохи дела. Компания не раскрывает в отчетности объемы продаж по странам, но она работает в убыток с 2007 года», — утверждает аналитик инвестиционно-аналитической компании «Инвесткафе» Георгий Воронков. По его расчетам, третий квартал 2010 года закончится с операционной прибылью, но вся она уйдет на покрытие долгов. На Европу у Motorola приходится лишь 5% всех продаж, крупнейший рынок сбыта — США — 63%, потом идет Латинская Америка — 16%. «Проблемы компании стали следствием комплекса ошибок на глобальном уровне: постоянные перестановки в руководстве, неудачный модельный ряд, неправильное продвижение», — считает Муртазин, добавляя, что исключением стал как раз офис в России, где компания перестроила систему дистрибуции. «Товары Motorola впервые за несколько последних лет обосновались на полках крупных розничных сетей, в журналах появилась реклама. И тут сама компания ставит жирную точку», — недоумевает Муртазин.
Если компания сворачивает бизнес в четвертом, предновогоднем квартале, традиционно одним из лучших по продажам, значит, она не видит конкурентных преимуществ своих продуктов,
возражает Воронков. «Похоже, iPhone окончательно сломил их дух», — заключает эксперт.