Набор постов, который каждый день видит читатель блоговых площадок, в основном зависит от его френдленты, то есть от тех людей, которых пользователь сам выбрал для чтения. При таком подходе всегда существует вероятность, что интересный пост окажется за пределами внимания пользователя, если автора этой публикации нет в списке друзей. Конечно, для этого изначально были предусмотрены рейтинги самых популярных записей. Но в этих рейтингах постоянно присутствовали одни и те же имена. «Все мы понимаем, что если раскрученный блогер напишет пост, то он тут же попадет как минимум в 5-ку самых популярных, и вовсе не из-за того, что всем интересно, а из-за того, что у него очень много подписчиков», — констатирует известный блогер Сергей Доля.
Поэтому появилась идея создавать отдельные площадки, которые выделяют и публикуют не только самые популярные, но и интересные материалы из интернета — не важно, в блогах появилась информация или в СМИ.
Первыми эту идею подхватили блогеры, которые подбирали материалы из сети по принципу личных предпочтений.
Среди таких был, например, ljtop.blogspot.com, за его первый год (2008) работы здесь было выложено около 10 тыс. постов. Аналогичные задачи преследовало ЖЖ-сообщество LJthemes.
Также появились технологии, позволяющие автоматически собирать поступающие новости с разных ресурсов в одном месте.
А недавно в интернете стали появляться новые ресурсы, которые объединяют все эти возможности, сочетая черты СМИ и блогосферы. Один из примеров — сайт Besttoday.ru правозащитницы Марины Литвинович. Редакторы ресурса круглосуточно мониторят интернет, выбирая самые важные записи в блогах и СМИ, которые вызвали наибольший интерес в блогосфере, объясняет Литвинович.
В сентябре Livejournal создал схожий сервис LJTimes, который привлекает внимание ЖЖ-блогеров к постам на этой же площадке. К потоку всех публичных записей подключен робот, отсеивающий спам, а также записи, несущие малую смысловой нагрузку, репосты и т. д. Остальное попадает в редакционную систему LJTimes. «Результат работы робота, а это от 20 до 30 тысяч записей в сутки, попадает в интерфейс редактора, задача которого сводится к решению, ставить или не ставить эту запись на LJTimes», — рассказывает руководитель LiveJournal Russia Светлана Иванникова. Наличие подобной редакционной политики — признак традиционного СМИ, отличие же в том, что контент поставляют не профессиональные журналисты, а блогеры. По словам директора по маркетингу LiveJournal Russia Лины Удовенко,
сервис должен способствовать тому, что «в скором времени грань между блогами и традиционными медиа будет становиться все менее очевидной».
Блогосфера построена по принципу «гула толпы», и «появление инструментов, которые позволяют этот поток новостей и мнений упорядочивать – нормальный положительный процесс, эти инструменты помогут сориентироваться в огромной блогосфере», признает пользу нового вида ресурсов генеральный директор Российской коммуникационной группы (РКГ) Александра Усанова.
Формулировка «профессиональное СМИ» не слишком важна для читателя, добавляет руководитель отдела маркетинга и аналитики компании «Интегрум» Игорь Чесноков, а социальные медиа зачастую выигрывают по оперативности и полноте охвата информации.
Но эксперты сходятся во мнении, что вытеснить привычные СМИ подобные ресурсы не смогут. «Они не являются угрозой для СМИ, хотя, несомненно, съедают часть аудитории», — убеждена Усанова.
«СМИ – это профессиональные организации, в которых работают специалисты, согласно определенным правилам и законам. Задача журналиста – брать информацию из различных источников, ее перерабатывать и представлять разные точки зрения. Это этика и норма профессии», — напоминает эксперт. Тогда как блогосфера — это выражение личного мнения.
Но в этом кроется и проблема новых социальных медиа, берущих контент из блогов, — они не несут за информацию ответственности в той степени, что официальные СМИ. «Если сайт содержит любого рода дезинформацию, то отвечать за это будут конкретные лица, поисками которых занимаются внутренние органы.
В СМИ же есть полноценные редакторы, которые отфильтровывают информацию перед размещением», — напоминает юрист юридической фирмы Lidings Константин Хорунжий.
В агрегаторах отсутствуют и «справедливые» правила отбора «лучших» постов, добавляет Чесноков. «Это нишевая информационная услуга.
Такие ресурсы подвержены информационным вбросам и будут очень привлекательны для сотрудников отделов по связям с общественностью», — предупреждает эксперт.
Подобные площадки – это «огромное поле деятельности» для рекламного бизнеса, соглашается генеральный директор агентства маркетинговых коммуникаций «Ключевое Звено» Денис Рыжов: «При правильном подходе размещение рекламы там может быть очень выгодным. Если это будет дозированная контекстная реклама, то она принесет гораздо больше пользы, чем примитивное размещение баннеров».
Однако подверженность информационным вбросам может через некоторое время негативно сказаться на репутации подобных ресурсов, предупреждает Чесноков. «Таким образом, в настоящее время перспективы таких ресурсов неопределенны. Формат интересный, но много еще вопросов требует дополнительной проработки».
Сами блогеры пока критически относятся к таким агрегаторам. LJTimes изначально выглядел как строка с красной кнопкой в нижней части экрана, на которой постоянно мигают названия публикаций. Пользователи приняли новшество в штыки. «На сегодняшний день это самый навязчивый формат за все 10,5 лет существования ЖЖ», — отозвался в своем дневнике известный блогер Антон Носик. Теперь, впрочем, авторы ресурса убрали красную кнопку, мигания названий стали менее раздражающими и появилась возможность отключения сервиса.
Но эксперты считают, что у новых ресурсов есть востребованность, они будут сосуществовать с традиционными СМИ, разнообразя информационное пространство. И проникновение будет взаимным: традиционные СМИ все чаще привлекают блогеров на свои площадки.