Российские железнодорожники предложили пассажирам новый вид услуг — аренду электричек для поездок к месту отдыха на природе. Пока речь идет только о маршрутах Москва — Тверь и Конаково — Решетниково. «Мы несколько раз сталкивались с вопросом организованной перевозки граждан на музыкальный фестиваль «Нашествие» и футбольные матчи и теперь решили применить этот опыт в повседневной работе», — говорит гендиректор Московско-Тверской пригородной компании Евгений Хмелевских.
По его словам,
новая услуга рассчитана «прежде всего на коллективные выезды за город работников московских организаций, но, в принципе, заказы будут приниматься от всех желающих».
Электричку или отдельный вагон можно заказать минимум за 16 дней до даты поездки — за это время железнодорожники оформят необходимые документы и согласуют график движения. «Договориться можно будет как о поездке в одну сторону, так и о маршруте туда — обратно в определенное время», — пояснили в компании.
Стоимость услуги, как уверяют в РЖД, будет рассчитываться, исходя из цены стандартного билета до станции назначения, умноженной на число вагонов и количество пассажиров. «Каждый вагон рассчитан на 120 мест, мы умножаем необходимое количество вагонов на 120 и после этого умножаем получившееся число на стоимость билета по тарифу», — рассказал Хмелевских. Таким образом, «спецвагон», к примеру, от Москвы до Сенежа при цене билета 132 рубля обойдется в 15 тысяч 840 рублей. «По аналогии можно рассчитать стоимость поездок и в другие наиболее популярные среди отдыхающих станции на «заказной» электричке», — отметили в компании.
Эксперты считают предложение экзотическим. «В то, что оно сделано всерьез, мне трудно даже поверить, — удивляется директор департамента стратегического анализа компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев. — Железнодорожный транспорт — это все-таки предмет сложных арендных отношений и это не автомобиль, который взял в аренду и через сутки вернул».
РЖД пытаются всякими способами заработать на пригородных перевозках, видят единственное объяснение эксперты. В 2011 году РЖД прогнозируют убытки от пригородных перевозок в размере 40 млрд рублей, денег на обустройство инфраструктуры и подвижного состава не хватает.
А арендная плата за электричку — это не плата за проезд, такие денежные отношения, естественно, выпадают из поля зрения регулирующего органа — Федеральной службы по тарифам. РЖД вольны сами решать, какие тарифы устанавливать, говорит Николаев.
Действительно, на загруженных направлениях, где пассажиры обычно ездят и стоя, и сидя, ставить чартеры с ограничением 120 мест на вагон РЖД не будет: это просто не выгодно — разве что по более высоким ценам.
По чартерным электричкам вопросов больше, чем ответов, говорят эксперты. Например, по какому принципу будут объединяться пассажиры, берущие в аренду поезд? Или как будет останавливаться электричка, если один вагон в ней будет арендован до определенной станции? Сложнорешаемым будет вопрос и по составлению расписания пригородного сообщения с учетом таких чартеров. Вспоминается сразу история со скоростным поездом «Сапсан», из-за которого многие электрички на направлении Москва — Санкт Петербург были отменены. «У людей до сих пор перед глазами кадры с людьми на крышах и между вагонами электричек, и они мало сочетаются с новым сервисом РЖД», — говорит Николаев.