«Ростехнологии» построят первый в России завод, производящий биотопливо. Об этом в понедельник сообщил Дмитрию Медведеву глава госкорпорации Сергей Чемезов. Строительство предприятия начнется в марте-апреле следующего года в городе Тулун Иркутской области. Проектные работы «Ростехнологии» планируют завершить до конца 2010 года.
В других странах для производства биотоплива используются остатки сахарного тростника, кукурузы, рапса. Россия же будет использовать лес, рассказал Чемезов. Биобутанол, полученный из опилок и сучков, по его мнению, будет пользоваться большим спросом, так как необходим для создания современного топлива.
Впрочем, пока речь идет лишь об использовании его в качестве добавки к традиционному бензину. «Во всем мире в обязательном порядке добавки в виде биобутанола в размере от 10% до 15% уже существуют, — объяснил глава «Ростехнологий». — Это позволяет, во-первых, повысить октановое число бензина, во-вторых, значительно сократить выброс CO2. У нас в России такого пока еще нет».
«Что касается леса, у нас его достаточно, для того чтобы заниматься биотопливом, тем более когда речь идет об отходах производства», — одобрил планы госкорпорации Дмитрий Медведев.
Использование биотоплива, повышающего октановое число бензина и снижающего вредные выбросы в атмосферу, должно способствовать, в первую очередь, переходу на новые топливные стандарты, установленные принятым техрегламентом. Полный переход на стандарт «Евро-3», должен был завершиться уже к 1 января следующего года, а на «Евро-4» к началу 2012 г. «Однако сейчас очевидно, что сроки сдвигаются, — говорит эксперт ФК «Открытие» Вадим Митрошин. — Нефтеперерабатывающие мощности не успели выйти на новый уровень производства, да и к Е3 еще не готов российский автопарк: если сейчас обязать автовладельцев использовать топливо не ниже указанного стандарта, большое число грузовых автомобилей будут простаивать, и далеко не все владельцы имеют возможность заменить свои машины на более современные».
Одним биотопливом проблему перехода на новые стандарты не решить, соглашается глава Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша.
Куда более важную роль играет именно реконструкция НПЗ, которая позволит нарастить глубину переработки нефти.
В теории более качественное топливо не должно оказаться более дорогим. Во-первых, если будет увеличена глубина переработки, НПЗ сократят производство мазута, но увеличат выпуск светлых нефтепродуктов. Иными словами, из одной тонны нефти будет производиться больше бензина, чем раньше. Во-вторых, правительство предлагает дифференцировать акцизы на нефтепродукты. То есть акциз на бензин глубокой переработки будет значительно ниже, чем на низкокачественное топливо.