Строительство аэропорта Иркутск-Новый откладывается на неопределенный срок из-за отсутствия инвесторов, сообщил министр транспорта Игорь Левитин на заседании оргкомитета по подготовке и проведению празднования 350-летия основания города в среду в Иркутске в рамках Байкальского экономического форума. «Площадка для строительства выбрана. К сожалению, на сегодня пока нет инвестора, который готов построить за счет внебюджетных средств новый терминал аэропорта. Средства из федерального бюджета на эти цели зарезервированы. Мы предлагаем крупным компаниям построить этот объект вместе с нами», — сказал министр.
Строительство нового аэропорта оценивается в 25 млрд рублей. «Из них 15 млрд рублей предусматриваются из федерального бюджета, остальные средства предполагается направить из внебюджетных источников и средств региона. Вторая часть финансирования — это вода, свет, тепло, средства жизнеобеспечения», — уточнил Левитин. Но, даже если инвестор найдется, строительство нового аэропорта — это дело не одного года. «Поэтому
принято решение о том, что в течение 5—6 лет, пока будет строиться новый аэропорт, реконструировать существующую взлетно-посадочную полосу», — сказал Левитин.
Проект строительства нового аэропорта за пределами города обсуждается уже более 40 лет, однако его предварительная разработка началась только в 2008 году — из-за сложностей с выбором площадки для строительства. Вокруг Иркутска расположено множество военных объектов, и для начала проектных работ необходимо было получить согласование с военными ведомствами.
Ускорить строительство в 2006 году поручил тогдашний президент Владимир Путин, после того как самолет авиакомпании «Сибирь» (сейчас S7) не сумел остановиться на ВПП, выкатился за пределы полосы, врезался в частные гаражи, расположенные рядом, и загорелся. В результате катастрофы погибли 124 человека. «Нельзя экономить на безопасности наших граждан, да и развивать инфраструктуру тоже нужно», — отметил президент. Новый международный гражданский аэропорт первого класса планируется построить в 24 км к северо-востоку от города Иркутска, в районе села Поздняково.
Аэропортовый бизнес с растущими пассажиропотоками выгоден инвесторам, и в России их достаточное количество, но в данном случае проект скорее социальный, говорят эксперты.
Аэропорт Иркутска не исчерпал свою пропускную способность и сможет даже в нынешнем состоянии обеспечить потребности в авиаперевозках. «Раньше было много разговоров на губернаторском уровне о необходимости создания на базе аэропорта Иркутск так называемого хаба (аэропорт используется как пересадочный узел, что значительно повышает пассажиропотоки), — говорит руководитель аналитического отдела «Авиапорт» Олег Пантелеев. — Но, пока в аэропорте не появится сильный базовый перевозчик, говорить о создании хаба преждевременно».
Основные цели строительства нового аэропорта — улучшение экологии и безопасности. «Но даже проблема безопасности в Иркутске сейчас немного надумана, — говорит Олег Пантелеев. — На данный момент длина полосы вполне отвечает требованиям безопасности: уже был случай, например, когда в Иркутске вынужденно сел большой самолет Air France, летевший по беспосадочному транссибирскому маршруту. И, даже имея проблемы с реверсом и увеличив свой посадочный путь, он приземлился благополучно».
Какие-то сомнения по поводу безопасности вполне может развеять капитальный ремонт взлетно-посадочной полосы, который планирует Минтранс, говорит эксперт: если оснастить полосу новым сигнальным оборудованием, самолеты можно будет сажать в сложных метеоусловиях и исключить их взлет в сторону города.