Проект по созданию Интеллектуальной транспортной системе (ИТС) на базе чипа ГЛОНАСС был запущен еще в прошлом году одновременно в нескольких регионах — в Алтайском, Красноярском, Краснодарском краях, Астраханской, Белгородской, Вологодской, Калужской, Рязанской, Московской и других областях. Главная задача проекта – улучшить работу общественного транспорта и повысить его безопасность за счет внедрения отечественного навигационного оборудования.
Первой о результатах отчиталась Рязанская область: с момента запуска ИТС спутниковым оборудованием оснастили около 700 транспортных средств, в основном это пассажирский таранспорт. Муниципальный транспорт оснащен на 80%, коммерческий на 30%, сообщила замминистра социальной защиты населения Рязанской области Наталья Ковачева. Уже в сентябре этого года система ГЛОНАСС будет контролировать весь муниципальный транспорт города.
В городе создали единую навигационную систему, которая контролирует общественный пассажирский транспорт. Это позволило увеличить регулярность движения пассажирского транспорта до 99,9%, а экономия на горюче-смазочных материалах достигла 25%,
подсчитали организаторы ИТС. В начале лета в Рязани также открыли Комплексный маршрутный указатель (КМУ) движения пассажирского транспорта, который станет частью информационной системы «Умная остановка». На специальном табло пассажир может в реальном времени следить за передвижением своего автобуса и контролировать время его прибытия. Эта система будет предоставлять информацию о расписаниях, маршрутах и графиках движения транспорта, планируется ее оборудовать тревожными кнопками по вызову служб быстрого реагирования.
Власти Рязани также реализуют пилотный госпроект ЭРА-ГЛОНАСС, который направлен на организацию работы специальных служб — МЧС, МВД, скорой помощи. По словам Ковачевой, ЭРА-ГЛОНАСС уже помогла во время летних пожаров в Рязанской области, поскольку скорость прибытия бригад скорой помощи в Рязани возросла на 10%.
Но внедрение ИТС не обходится без проблем. Например, новая система не учитывает реальную ситуацию на дорогах. «Сервис пробок на самом деле не работает. Поэтому простое наблюдение расположения машин на карте никого не спасет: важно, не какая машина ближе всех расположена географически, например к месту ДТП, а какая сможет быстрее всех приехать. В кулуарах подтверждают, что действительно пока не знают, как сделать, чтобы реально все это заработало», — рассказал «Газете.Ru» аналитик рынка ГЛОНАСС/GPS-навигации Михаил Фадеев.
Еще больше вопросов вызывает цена внедрения. Оборудование для проекта ИТС основано на двойном чипе ГЛОНАСС/GPS. По оценкам экспертов,
стоимость базового навигационного набора для одной машины составляет 20 тыс. рублей. Если его оборудовать дополнительными датчиками, то стоимость увеличится до 50 тыс. рублей. Для сравнения: базовый навигатор с модулем GPS будет стоить 12–15 тыс. рублей.
Однако завышенная стоимость и проблемы при использовании оборудования никого не смущают. Еще в августе премьер-министр Владимир Путин пенял, что уровень использования российских навигационных систем невелик (в транспорте он не превышает 10%) и призвал «серьезно ускорить этот процесс». По его словам, с 2012 года все новые российские автомобили должны оснащаться системами ГЛОНАСС, а ЭРА-ГЛОНАСС должна быть развернута на всей территории страны к 2014 году. Всего на развитие космической и наземной инфраструктуры ГЛОНАСС в 2010–2011 годах правительство вложит около 48 млрд рублей. Еще одной мерой для поддержки отечественной ГЛОНАСС станут импортные пошлины на GPS-оборудование, которые с 1 января следующего года могут составить 25%.
«Сейчас сверху идет мощный прессинг по внедрению ГЛОНАСС, при этом, как его внедрять, никто не знает.
Регионы, починяясь этому указанию, придумывают программы, которые могут у себя внедрить», — говорит Фадеев. «Несмотря на все проблемы, нужно развивать свою навигацию, потому что нельзя завязывать инфраструктуру государства на систему, кнопка от которой находится в другой стране», — возражает эксперт рынка мобильных устройств Марина Рожкова.