Рабочее совещание Владимира Путина в Норильске, как многие ожидали, должно было если не поставить точку, то хотя бы обозначить позицию властей в акционерном конфликте в одной из крупнейших российских меткомпаний — «Норникеле», где продолжается противостояние двух владельцев блокирующих пакетов ГМК — «Русала» Олега Дерипаски и «Интерроса» Владимира Потанина. За последнее время «акционеры компании, менеджмент и представители правительственных структур вместе работали над сложными проблемами компании, и, мне кажется, есть определенное движение вперед по этим вопросам», заявил в начале своего визита Путин.
Правда, судя по внешним признакам, страсти только накалились — к многочисленным искам и взаимным обвинениям добавились проблемы с посадкой самолета Дерипаски в аэропорту Норильска, в которых «Русал» сразу же обвинил менеджмент «Норникеля», контролируемый «Интерросом». В ходе выступления Путин, кстати, обратил внимание, что и его самолету неделю назад отказали в посадке, правда, из-за погодных условий. Но разбираться, кто прав, кто виноват, премьер не стал.
Зато, похвалив компанию в целом за успешные результаты (выручка $10 млрд за прошлый год, снижение себестоимости и повышение рентабельности), премьер отметил, что это произошло не без помощи властей.
Путин напомнил, как государство поддержало основных акционеров никелевой компании в период кризиса — одному из них («Русалу») было предоставлено $4,5 млрд кредита, а второму («Интерросу») — $2,8 млрд. Также не забыл премьер, как он дал поручение ВЭБу: «И мы поддержали фондовый рынок, выкупили адресным образом 3% акций «Норникеля» на рынке в трудное для вас время». Правда, ВЭБ внакладе не остался. «Сейчас у ВЭБа осталось 0,12% акций. ВЭБ получил доход под 200%, наварил 15 млрд рублей», — отметил Путин.
Кроме того, в кризис власти обнулили вывозные пошлины на медь и никель, что позволило никелевой компании неплохо заработать. Но поддерживать компанию постоянно государство не собирается: теперь правительство планирует пересмотреть эти пошлины. «Есть идея разработать гибкую формулу, так же как мы делаем это в нефтянке, где при повышении либо при снижении мировой цены может колебаться и налоговая нагрузка», — пояснил премьер, подчеркнув, что
«если этой формулы в ближайшее время не будет, то придется согласиться с теми, кто предлагает свои решения, которые акционерам «Норникеля» могут не понравиться». Акционерам напомнили и о других обязательствах.
«Норильск включен в список городов с наибольшим уровнем загрязнения воздуха по диоксиду серы и особо тяжел в экологической ситуации, — сказал Путин. — Либо комбинат будет модернизироваться, либо на каком-то этапе надо будет принимать решение о существенном повышении экологических штрафов».
Путин также посоветовал «Норникелю» не увеличивать дивиденды, как того хотел «Русал». Менеджмент «Норникеля» и владелец другого блокпакета Владимир Потанин разрешили компании отдать на дивиденды половину прибыли за 2009 год. «Надеюсь, что этим они и ограничатся», — сказал Путин.
Эту тему премьер развил на встрече с рабочими комбината. «У них идет там спор по поводу того, сколько распределять на дивиденды, куда их направлять. На самом деле, по большому счету, как бы это ни выглядело неожиданно, спор в конечном счете может пойти не во вред, а на пользу компании, потому что вырабатываются наиболее оптимальные решения развития».
Разногласия между акционерами «Норильского никеля» не приведут к острым социальным последствиям, подобным тем, что имели место в Пикалево, заверил Путин трудящихся.
«Мы в корпоративную практику не лезем, пусть сами договариваются. Если это будет сказываться на социально-экономической ситуации в Норильске, то нам придется продумать план развития», — подтвердил вице-премьер Игорь Сечин после совещания. Он добавил, что вопрос о вхождении государства в состав акционеров «Норникеля» пока не обсуждается, как и вообще появление в компании третьего акционера.
Этого бы не хотели и участники конфликта. На вопрос о том, нужен ли «Норникелю» еще один акционер, Потанин заметил: «Чтобы еще веселее было?» Дерипаска тоже заявил, что целесообразности в таком развитии событий не видит. «Нужен компетентный независимый менеджмент и согласованные планы развития компании», — подчеркнул основной владелец «Русала».
«Государство заняло выжидательную позицию. Менеджмент, у которого достаточно сильные позиции, сейчас представлен квазигосударственной стороной (гендиректор компании Владимир Стржалковский — бывший чиновник, экс-глава Ростуризма — «Газета.Ru»). Компания обеспечивает крупные налоговые платежи в бюджет и относительную социальную стабильность», — говорит Николай Сосновский из «Уралсиба». А если акционеры начнут перетряхивать менеджмент или тормозить операционную деятельность, власти могут принять и более резкое решение, отмечает эксперт.
На Лондонской бирже после заявлений по итогам совещания акции «Норникеля» упали на 1%, на российской ММВБ — на 2,5%.