Не дождавшись от «Газпрома» доплаты за транзит, Александр Лукашенко угрожает перекрыть не только поставки в Европу российского газа через территорию Белоруссии, но и нефтяной трафик.
Лукашенко поручил белорусскому правительству «приостановить всякие услуги РФ по транспортировке углеводородного сырья — нефти и газа», если Россия в течение суток не заплатит $32 млн, которые, по мнению Минска, она задолжала за транзит.
На совещании в пятницу с правительством Белоруссии Лукашенко отметил, что еще вчера потребовал у премьера и вице-премьера договориться с российской стороной. «Может быть, вы уже договорились, хотел бы в этом отношении вас послушать», — заявил Лукашенко.
За вторые сутки это уже второй ультиматум Белоруссии. В четверг утром «Газпром» перечислил деньги за транзит газа, однако монополия заплатила не $260 млн, как того требовала белорусская сторона, а лишь $228 млн. Сергей Куприянов объяснил это тем, что контрактная ставка по транзиту составляет $1,45 за 1 тыс. кубометров на 100 км, исходя из этой цифры и была рассчитана сумма.
Белоруссия в ответ заявила, что по контракту ставка составляет не $1,45, а $1,88, и на основании этого потребовала, чтобы «Газпром» доплатил до 14.00 по Москве. В противном случае Минск пообещал ограничить транзит российского газа в Европу.
«Газпром» ожидаемо доплачивать не стал, но транзит ограничен так и не был, хотя Белоруссия продолжала настаивать, что долг монополии погашен не полностью.
Вчера эксперты сочли это фактическим признанием Лукашенко бесперспективности своих требований, а все слова о том, что «Газпром» все-таки должен доплатить, не более чем попытками сохранить лицо.
Однако теперь Лукашенко угрожает нанести удар сразу с двух сторон. И нефтяная угроза значительно серьезнее газовой. По прогнозам Минэнерго РФ, в этом году общие поставки российской нефти в Европу должны составить 244 млн тонн. «Примерно 60 млн тонн пойдет через Белоруссию, — рассказывает аналитик ИК «Универ» Дмитрий Александров. —- И
нефтяные потоки фактически нереально перенаправить».
Трубопровод «Дружба», по которому нефть идет из России в Европу не только через Белоруссию, но и через Украину, загружен, а переправлять сырье морским транспортом без значительных потерь объемов поставок физически невозможно, говорит эксперт.
С газом было проще: через Белоруссию идет около 20% газового экспорта в Европу, или 45 млрд кубометров, из них 30 млрд кубов предлагала взять на себя Украина — как заявлял украинский премьер-министр Николай Азаров, газотранспортная система Украины вполне способна принять такой объем российского экспортного газа.
«По сути, прекращение транзита нефти в связи с газовыми проблемами — прямое нарушение деловой этики», — считает Александров.
Конечно, это может быть блефом: ведь накануне, несмотря на все угрозы Минска ограничить газовый транзит, это так и не было сделано. Но проблема в том, что Лукашенко поджимает время: 1 июля Россией, Белоруссией и Казахстаном должны быть подписаны документы по Таможенному союзу и Таможенному кодексу, но до сих пор окончательно неясно, на каких условиях Белоруссия вступит в союз и вступит ли в него вообще.
Камнем преткновения стали экспортные пошлины на российскую нефть и нефтепродукты. Белоруссия хочет, чтобы эти пошлины были включены в соглашение по Таможенному союзу, и тогда ей не пришлось бы их платить. Республика закупает около 21,5 млн тонн российской нефти, сейчас пошлина составляет $250 за 1 тонну. То есть, если исходить из сегодняшних цифр, на нефтяных пошлинах Белоруссия может сэкономить порядка $5,4 млрд в год. Россия же настаивает на том, чтобы поставки нефти оговаривались отдельными соглашениями, вне рамок Таможенного союза и Таможенного кодекса.
«Лукашенко пытается «продавить» Россию, но время у него кончается, а Москва будет максимально затягивать этот вопрос, по меньшей мере до 1 июля, — оценивает происходящее эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. — Сейчас России уступать нельзя: $32 млн за транзит — не деньги для «Газпрома», но, если Белоруссия сможет добиться их уплаты, это может создать прецедент».
И тогда, по словам политолога, позиция Белоруссии в переговорах по Таможенному союзу значительно усилится. По мнению эксперта, фактически, именно за это сейчас и идет борьба: судьба нефтяных пошлин во многом зависит от того, какая сторона победит в затянувшемся газовом противостоянии.
Впрочем, шансов у Белоруссии мало, считают эксперты. К тому же по вопросам нефти белорусской стороне придется иметь дело с вице-премьером РФ Игорем Сечиным. «А он зарекомендовал себя как очень жесткий, неудобный переговорщик, не идущий на компромиссы», — говорит Абзалов.
Официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов в пятницу в очередной раз заявил, что
по условиям контракта монополия Белоруссии ничего не должна. Тем не менее «Газпром» готов в ближайшее время подписать с республикой дополнение к газовому контракту на 2010 год о повышении платы за транзит.
«Мы с белорусскими коллегами уже принципиально договорились и рассчитываем подписать его в ближайшее время», — заявил в пятницу Куприянов. Такая возможность есть: при создании совместного предприятия на базе «Белтрансгаза» была предусмотрена возможность увеличения в 2010 году размера ставки до $1,74 в 2009 году и $1,88 в 2010-м. Однако этот вопрос был увязан с увеличением в текущем году оптовой надбавки на газ, реализуемый «Белтрансгазом» на местном рынке: $10,47 на тысячу кубометров в 2009 году и $11,08 в 2010-м. А эта надбавка пока введена не была.