Консультанты, которым обратилось правительство по вопросам дальнейшей судьбы государственного аэропорта Шереметьево, рекомендовали ему провести переговоры с владельцами остальных московских аэропортов о развитии Московского авиаузла, заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов в рамках правительственного часа в Совете федерации. «Принятие решения по одному аэропорту в Москве ничего не решит, так как в Москве создана абсолютно неверная система конкуренции трех аэропортов — Шереметьево, Внуково и Домодедово, что недопустимо для конкуренции с европейскими аэропортами», — объяснили в своем заключении «Тройка Диалог» и Credit Swiss.
Если правительство хочет в Москве создать авиационный хаб, «то вы не можете принимать решения только по Шереметьево», передал мнение консультантов Шувалов. «Мы им говорим, что у нас есть сложности, так как Домодедово — это частный аэропорт, Внуково — наполовину частный, а в какой-то части принадлежит правительству Москвы. Они тогда говорят: ну тогда не ставьте перед нами неисполнимых целей.
«Хотите найти только инвестора — мы вам дадим инвестора, но только тогда никому не объясняйте, что в Москве будет создана уникальная, правильная инфраструктура по обеспечению перевозок», — объяснил законодателям суть ситуации первый вице-премьер.
У правительства есть возможность строить в Шереметьево новую взлетно-посадочную полосу, но это будет ограничивать развитие Внуково, так как там тоже есть планы по строительству такой полосы, поделился сомнениями Шувалов. «Поэтому мы можем административно как-то на эти вещи влиять, но все это будет не очень разумно», — признал он. Но правительство заинтересовано не в получении средств от продажи Шереметьево инвестору, а именно в создании первоклассного аэропорта, способного конкурировать с европейскими хабами, добавил вице-премьер.
Авиационные эксперты к поиску единого инвестора или управляющей компании сразу для трех аэропортов относятся скептически. «Удачные примеры централизованного управления аэропортами одного города существуют: Париж, Лондон. Но во всем мире есть не менее удачные обратные примеры, — говорит руководитель аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев. —
Координация для динамично развивающегося узла, где есть внутренняя конкуренция, в принципе, оправдана, но думать о ней надо было раньше. Сегодня каждый аэропорт московского авиационного узла имеет своего собственника, и привести их под одну крышу будет довольно сложно».
Для того чтобы объединить аэропорты, надо отобрать Домодедово у «Ист Лайн», договориться по Внуково с мэром Москвы Юрием Лужковым и частными акционерами.
«Конкуренция в Московском авиаузле — это единственное хорошее, что произошло в гражданской авиации за последние 20 лет, — еще более категоричен гендиректор консалтингового агентства Infomost Борис Рыбак. — Только когда возникла конкуренция, мы стали избавляться от того позора в аэропортах, который нас окружал». Конкуренция с европейскими хабами возможна не за счет объединения трех аэропортов, а за счет конкуренции самих российских авиакомпаний. Но у нас до сих пор небо регулируется жесточайшими двухсторонними соглашениями с каждой страной в отдельности именно для того, чтобы конкуренции не было.
В последнее время идеи всеобщей централизации и жесткого контроля за всеми процессами со стороны государства становится все более популярной, продолжает Рыбак. Так уже произошло с топливным рынком, и это уже привело к тому, что бензин у нас стоит дороже, чем в Штатах. «Если объединение аэропортов Московского авиаузла произойдет, мы просто получим уровень обслуживания Шереметьево-2 советских времен», — делает вывод эксперт.