[]
Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Иран не глядит в сторону «Ту»

Иран больше не хочет летать на старых Ту-154

Россия рискует потерять один из самых больших рынков сбыта устаревших самолетов. После участившихся катастроф с Ту-154 Иран решил прекратить их эксплуатацию. Однако, если Ирану не удастся обновить парк, запрет наверняка снимут, как это уже было несколько лет назад.

Иран вводит запрет на эксплуатацию самолетов Ту-154. Об этом сообщил агентству «Фарс» официальный представитель комитета по экономике парламента ИРИ сейед Али Мусави Джараф. По его словам, с 1-го числа иранского месяца мордад (с 23 июля) будет введен запрет на вылеты самолетов Ту-154 из всех аэропортов страны. Иранским авиакомпания предписано отказаться от эксплуатации этого типа воздушных судов как на внутренних, так и на международных авиалиниях. Министерству транспорта поручено в течение месяца принять меры по замене находящихся в эксплуатации Ту-154 другими самолетами, проинформировал депутат.

О возможном запрете полетов Ту-154 иранские власти говорят не первый год. Иранский авиапарк состоит в основном из старых, еще советских самолетов. Пополняется он в целом за счет закупок самолетов российского производства в России и странах СНГ. После Исламской революции 1979 года США ввели односторонние экономические санкции, в том числе запретив продажу Ирану самолетов и запчастей. Авиакомпании довольствуются российским «секонд-хендом», уже налетавшим по десять-пятнадцать-двадцать лет, и даже такие машины чаще берут в лизинг, чем покупают. При этом катастрофы с «тушками» в Иране происходят регулярно.

Ускорить процесс вывода старых самолетов советского производства заставила недавняя катастрофа. В январе при посадке в аэропорту иранского Мешхеда загорелся пилотируемый россиянином Ту-154, арендованный иранской авиакомпанией Taban Air. Тогда пострадали 40 человек, а в случившемся обвинили летчика.

Уже в марте Иран решил выслать из страны всех российских летчиков, ссылаясь на то, что в стране достаточно своих профессионалов. Но некоторые эксперты увидели и политический мотив. Высылка пилотов, по их мнению, стала ответом Тегерана на заявление Москвы о поддержке санкций против Ирана.

«Иран последовательно ограничивает эксплуатацию авиатехники, которую не может поддерживать в пригодном состоянии и которая, по мнению местных авиационных властей, не соответствует требованиям безопасности», — говорит руководитель аналитического отдела «Авиапорт» Олег Пантелеев. Однако стоит отметить, что в России показатели аварийности Ту-154 не выходят за рамки средних цифр для аналогичных лайнеров. То есть проблема в большей степени не в качестве самих лайнеров, а в отсутствии адекватного обслуживания этих самолетов.

Эксперты сомневаются, что иранцам удастся в ближайшее время заменить старые «тушки».

«Чем заменят — вопрос! В принципе, только б/у иномарками, скорее всего «боингами», ввезенными через третьи страны. Но по возрасту они будут не сильно лучше, чем «тушки», — рассуждает Пантелеев. — Большой ли это удар для иранцев? В принципе, ничего хорошего... Под Ту-154 была инфраструктура, персонал. Теперь все это будет не нужно, зато придется перестраиваться на новые типы». Но пострадает и Россия. Будет утерян традиционный рынок сбыта старых самолетов. «Авиакомпании, которые сдавали эти «тушки» в аренду, вероятно, уже не смогут пристроить самолеты, — говорит Пантелеев. — Неизбежно пострадают производители и поставщики комплектующих». Но важнее другое: начнется неминуемое разрушение инфраструктуры эксплуатации российских самолетов. И вернуться на этот рынок будет все сложнее и сложнее.

Непосредственно для Ту-154, возможно, это и не так страшно. Ведь и в России Ту-154 выходят из эксплуатации и их становится все меньше. Но

отсутствие инфраструктуры эксплуатации может сказаться на обслуживании новых российских самолетов, таких как Ту-204, которые еще недавно Иран собирался закупать.

Так, в 2008 году Иран сделал первые шаги по заключению важного контракта с Россией: в течение 10 лет ожидается закупка через лизинговую компанию «Ильюшин-Финанс» 100 самолетов марки «Туполев» (Ту-204 и Ту-214). Впрочем, проблемы с этими самолетами для иранцев начались еще даже до их поставок.

Дело в том, что новые Ту-204СМ оснащаются двигателем ПС (организация запрещена в России)-90А2, сделанным Пермским моторным заводом совместно с Pratt & Whitney. Первые пять самолетов у Ирана должны были появиться уже в 2011 году, но из-за существующих санкций Pratt & Whitney отказалась от реализации своих двигателей по иранскому контракту. «Мы предложили иранцам вариант с движками старой модификации ПС-90, — говорит пресс-секретарь лизинговой компании «Ильюшин-Финанс» Андрей Липовецкий. — Но они хотят новые и пока думают».

Проблемы с закупкой новой техники могут привести к повторению истории восьмилетней давности. Тогда вероятной причиной очередного крушения Ту-154 в Иране (рейс Тегеран — Хоррамабад, 117 погибших) была признана техническая неисправность, и власти ввели официальный запрет на полеты на подержанных самолетах российского производства. Но долго он не продержался: иранцам попросту стало не на чем летать.

Немцам сообщили печальные новости о решении фон дер ЛяйенЛе Пен резко повернулась к России: что заявила?Смена курса: в США прогремело заявление о ДНР и ЛНРПатрушев объявил, куда готовится бить НАТОЕще одна часть Украины захотела присоединиться к РоссииНовые данные пришли после шокирующей вести о смерти ГиркинаВ Белом доме уже подтвердили происходящее с ТрампомЗахарова проучила журналистов из США, заставив зал хохотать: СМИШутка Лаврова про Макрона вызвала резонанс в Европе — СМИРешена судьба наемника из Литвы, вторгшегося в Курскую областьСекретное передвижение ВСУ: куда исчезли бригады из Курска?Сбежавшие из Суджи солдаты ВСУ оставили послание россиянамРоссия выдвинула 1 условие США: американцы опешилиЖенщина показывает лишь одно, когда закидывает ногу на ногуЖенатым не смотреть! Фото Ани Лорак без одежды сразили наповалСША на грани: Илон Маск заподозрил страшноеПлан Зеленского слили партизаны: что творится на границе с РФПоражено судно с наёмниками ВСУ и грузом: масса погибшихСтало известно о попытке силового захвата власти в РоссииПредательство Алексея Кравченко обсуждает вся Россия
Новости и материалы
Генералу Попову из-за перекура заменили домашний арест на СИЗО
Захарова заявила о тяге к пиратству у британских властей
Названо повсеместное лекарство, опасное для курильщиков
В Белоруссии уборщик нашел пачки долларов в подушке
В МИД назвали нейтралитет Украины условием для заключения мирного договора
Ученые раскрыли, почему дым лесных пожаров особо опасен для жизни горожан
Как снизить негативное влияние антибиотиков на почки, рассказал врач
Врач Тихонова: вода поможет уменьшить негативное влияние антибиотиков на почки
Евродепутат потребовал, чтобы США вернули Франции статую Свободы
«Принимает мяч мягко»: украинский политолог оценил подход Путина к перемирию на Украине
Тренер «Спартака» объяснил, чем важна для него победа над «Зенитом»
Житель Эстонии получил тюремный срок за превышение скорости на самокате
В «Зените» заявили о несправедливости поражения от «Спартака»
Врач объяснила, почему мы видим «звездочки» при резком вставании
В США рассказали о двух этапах завершения конфликта на Украине
Тренер «Спартака» объяснил, что шокировало его в матче с «Зенитом»
Жители Ейска сообщили о 10 взрывах над городом и в акватории Азовского моря
В Ессентуках пожар в здании на улице Карла Маркса потушили спустя восемь часов
Американцы выразили беспокойство из-за удара микрофоном по лицу Трампа
Все новости