Россия и Украина договорились об организации скоростного пассажирского движения. Первоочередным направлением, где будет внедряться скоростное движение, станет маршрут Москва — Киев. Но только этим направлением железнодорожники двух стран ограничиваться не будут. Ускорять поезда будут также на направлениях Москва — Курск - Белгород — Харьков — Ростов — Адлер и Москва — Курск — Белгород — Харьков — Симферополь, Севастополь, Феодосия. Соответствующее соглашение подписал президент «Российских железных дорог» (РЖД) Владимир Якунин и гендиректор государственной администрации железнодорожного транспорта Украины Михайло Костюк.
С какой конкретно скоростью будут ходить поезда, стороны пока не сообщают. Известно лишь, что ускорение поездов будет происходить, «в частности, за счет отмены погранично-таможенного контроля на пути следования или значительного его сокращения». Также планируется сокращение количества и продолжительности технических стоянок пассажирских поездов за счет применения пассажирских электровозов двойного питания серии ЭП-20 со скоростями до 200 км/ч. Тогда менять локомотивы по пути следования уже не придется.
Президент РЖД Владимир Якунин уже давно увлекается ускорением поездов внутри России. Так, между Москвой и Санкт-Петербуром запущен скоростной поезд «Сапсан». Правда, ради скоростного поезда пришлось отменять традиционные электрички. Да и инфраструктура РЖД даже после модернизации не гарантирует поезду высокого уровня безопасности. Между тем РЖД и немецкий концерн Siemens обсуждают возможность запуска электропоездов «Сапсан» со спальными вагонами из Москвы в Сочи. Целесообразность этого проекта с точки зрения окупаемости под вопросом. Скоростные поезда выгодны и удобны на расстоянии до 1000 км. Но эксперты не сомневаются, что скоростное сообщение будет налажено. Произойдет это, скорее всего, ближе к сочинской Олимпиаде. Еще раньше — с декабря этого года — будет запущено скоростное движение между Хельсинки и Петербургом. Кроме того, с 2010 года РЖД начнут налаживать скоростное движение между Москвой и Нижним Новгородом, а затем из столицы в Тулу, Курск и Ярославль.