«Газпром» и Минтопэнерго Украины начали вплотную обсуждать слияние «Газпрома» и «Нафтогаза Украины»: в четверг по этому поводу переговорили глава российской монополии Алексей Миллер и украинский министр энергетики Юрий Бойко. Подробности переговоров в «Газпроме» не раскрывают. В пресс-релизе монополии сказано лишь, что объединение компаний — «абсолютно прагматичное решение», обусловленное «общей историей развития газовой отрасли наших стран», в первую очередь единым газотранспортным комплексом, который был создан еще во времена Союза. Основным вопросом объединения «Газпрома» и «Нафтогаза» остается распределение долей. В четверг же президент Украины Виктор Янукович заявил радиостанции «Эхо Москвы», что,
если бы он присутствовал на встрече Владимира Путина и украинского премьера Николая Азарова (именно на этой встрече 30 апреля Путин предложил объединить компании), он «протянул бы Владимиру Путину руку и сказал: согласен, 50 на 50».
А глава украинского МИДа Константин Грищенко в интервью британской Financial Times заявил, что Украина не намерена уступать контроль над «Нафтогазом». «Мы войдем только в договоры, которые отвечают нашим интересам и содержат гарантии контроля над активами, имеющимися на нашей территории и являющимися важным элементом нашего экономического развития», — подчеркнул министр. Между тем, по расчетам экспертов Агентства газовой информации «Интерфакса», если исходить из оценки стоимости активов потенциальных партнеров, то «Нафтогаз» может претендовать лишь на 6,1%, а если из размера выручки — то вообще на 5,8%.Самое интересное, что украинская сторона это осознает. Уже в пятницу Виктор Янукович заявил в эфире ВВС, что отдает себе отчет в том, что «Газпром» никогда не согласится на паритетные условия объединения.
«Заявление Януковича несерьезно, — говорит Виталий Крюков из ИК «Велес Капитал». — Исходя из стоимости компаний, «Газпром» заинтересован только в контрольном пакете». С другой стороны, украинские власти никогда не пойдут на такой вариант, причем не только по экономическим, но и по политическим соображениям. После того как Янукович по договору с Россией продлил на 25 лет пребывание в Крыму российского Черноморского флота, ему нужно быть крайне осторожным: потерю контроля над «Нафтогазом» ему уже не простят как электорат, так и политические оппоненты, в первую очередь Юлия Тимошенко.
По мнению Крюкова,
Украина может согласиться на миноритарную долю в единой газовой компании лишь в случае, если Россия откажется от проекта «Южный поток» и даст гарантии, что весь газ, который должен был пойти по этой трубе, пойдет транзитом через Украину.
Дело в том, что транзит через Украину составляет около 120 млрд кубометров газа в год, а совокупная годовая мощность «Северного потока» и «Южного потока» составит 118 млрд кубометров. То есть при условии реализации «Южного потока» Украина может потерять вообще весь транзит. А Россия пока от этого проекта отказываться не намерена: в том же релизе «Газпрома» говорится, что планы компании относительно «Южного потока» не меняются.
Эксперты поэтому не исключают, что слияние и вовсе не состоится, в том числе потому что масштабы компания не сопоставимы. «Другое дело — объединение отдельных активов, отдельные совместные проекты, — говорит Крюков. — В частности, «Газпром» заинтересован в украинских ПХГ и в разведке и добыче на украинском шельфе. Не исключено, что именно такой вариант сотрудничества и обсуждали в четверг Миллер и Бойко».
Впрочем, эксперты неоднократно отмечали, что все заявления российской стороны по поводу этого проекта могут оказаться лишь попыткой давления на Украину, с тем чтобы добиться максимально выгодных для России условий слияния «Газпрома» и «Нафтогаза», а также участия в модернизации украинской ГТС.Что характерно, Янукович, который не далее как в апреле призывал Москву отказаться от «Южного потока», в четверг заявил, что его строительство этой трубы не пугает.
«Если это способ давления на Украину, то мы это понимаем, — заявил украинский президент. — А если это конкурентная борьба, то мы к ней готовы».
По мнению главы East European Gas Analysis Михаила Корчемкина, такая смена позиции Януковича означает, что украинский президент не исключает, что со строительством «Южного потока» Россия блефует. «Тем не менее, пока существует план строительства этого газопровода, никакого объединения «Газпрома» и «Нафтогаза» не будет», — подчеркивает эксперт.