Пока на сайте Slon.ru произошло лишь одно незаметное изменение — удалена статья «О проекте». В ней рассказывалось о том, как начинался «Слон» (свидетельство о регистрации нового СМИ было получено в марте прошлого года) и кто участвует в проекте.
Неофициально было известно, что «Слон» издается на деньги инвестбанкира Александра Винокурова (основателя лопнувшего банка «КИТ Финанс»). Гендиректором издания стала супруга Винокурова — Наталья Синдеева, а главредом и исполнительным директором — известный журналист и издатель Леонид Бершидский, в активе которого, например, стартапы таких изданий, как «Ведомости» и SmartMoney.
У «Слона» с самого начала не было внятной концепции, о чем и как писать.
Бершидский признался в одном из своих постов, что ему очень нравится стихотворение Дмитрия Пригова о слоне. Новый проект так и назвали. Но читателям свой выбор объяснили иначе. Вот что говорилось в той самой удаленной статье: «Авторы проекта связывают выбор названия с суфийской притчей о слепых, встретивших слона и разошедшихся во мнениях, что же он такое. Наша задача показать вам, читателям, слона «целиком». «Слон целиком» — такая задача ставится в любом общественно-политическом издании.
Однако через год Бершидский решил, что «Слон» идет не туда, и затеял реформу. «Я попросил коллег отказаться от написания традиционных газетно-журнальных заметок», — сообщил «Газете.Ru» Бершидский. Заметки мало кто читает, полагает он.
Читатели «Слона», судя по статистике посещаемости сайта, предпочитают читать блогеров.
«Глядя на нашу статистику и на удручающий пример сайта marker.ru, который, собственно, производит как раз заметки, я окончательно укрепился в мысли, что этот жанр нужно оставить дуополии «Коммерсантъ-Ведомости» и действовать на поляне, на которой мы можем играть лучше дуополии, да и, если захотим, лучше кого угодно», — говорит главред. Такой выигрышной поляной он считает комментарии или посты, как в ЖЖ: из этого жанра можно вылепить отдельное СМИ, а если продолжить написание журналистских заметок, то номером один в отечественном медийном пространстве стать все равно невозможно. «А на комментарийном — можем», — говорит Бершидский.
Новый формат издания согласован с инвестором, уточняет главный редактор. И вообще, у проекта нет никаких проблем с финансированием. «Я по прежнему могу платить авторам столько, сколько это соответствует их представлению о счастье», — иронизирует главред. При этом в одном из интервью он признался, что «Слон» убыточен.
Операционная прибыльность планируется лишь к концу 2011 года.
Отличие «Слона» от ЖЖ будет состоять в том, что в ЖЖ пишут все кому не лень и пишут так, как могут. А блогеров для «Слона» будут фильтровать на предмет профессионализма. Обновляться сайт будет минимум 20 раз в день. Остальные рубрики — интервью, прямая речь, интерактив, инфографика и прочие — останутся в арсенале издания. Образец для подражания, по признанию Бершидского, сайт http://slate.com/
Блогерскую часть усилили новым редактором Романом Доброхотовым. «Моя задача — писать посты, но не только: я буду привлекать в проект известных блогеров, которым действительно есть что сказать», — подтвердил Доброхотов. Кстати,
работать на «Слона» блогерам предложат бесплатно, хотя гонорар в отдельных случаях совсем не исключается.
К известным блогерам Сергею Гуриеву, Константину Сонину и Кириллу Кабанову на днях добавились Георгий Сатаров и Александр Коновалов. Сатаров, впрочем, сам строчить посты отказался, но готов надиктовывать их по телефону.
Когда журналистам «Слона» объявили о реформе издания, 11 человек написали Бершидскому ультиматум: либо он передумает, либо они увольняются.
Письмо-ультиматум было разослано по корпоративной почте — большинство авторов «Слона» работают из дома. Под письмом, в частности, стоят подписи двух заместителей и в недавнем прошлом единомышленников Бершидского — Дмитрия Кузнеца и Ольги Романовой. Под письмом стоят подписи и других известных журналистов — Бориса Грозовского, Натальи Ростовой. Срок ультиматума, выдвинутого журналистами, истекает в понедельник, 26 апреля.
«Да, я ухожу, мы не согласны с предложенной реформой, ни с жанровым переформатированием, ни с новой структурой управления редакцией»,
— пояснил «Газете.Ru» Дмитрий Кузнец. По мнению большинства несогласных, «Слон» был крутым проектом, и менять особо ничего не надо — зачем ломать несломанное и хорошо работающее?
Еще один из подписантов сказал, что ему не понравилось, как был преподнесен новый формат: редакция просто была поставлена перед фактом. «Бершидский ничего с нами не обсуждал, заявил о новом формате как о деле решенном — сюрприз!» — сообщил коллега. По его подсчетам,
редакцию могут покинуть примерно 20 человек — почти половина штатного состава.
Бершидский с такой арифметикой не согласен, он говорит, что ни одного подписанта не увольнял, давая всем возможность осмыслить новшество. И большинство корреспондентов с удовольствием приняли идею переквалифицироваться в колумнистов, на худой конец — в блогеров. Но старший редактор, руководитель отдела «Блоги» Ольга Романова, точно уходит после 20 апреля.
В редакции предполагают, что Бершидский охладел к «Слону» из-за того, что сейчас его бизнес-партнер Наталья Синдеева запускает по кабельным сетям новый телеканал «Дождь. Optimistic Chanel». Он позиционируется как канал для людей, которые не смотрят современное российское телевидение. Бершидский опровергает это предположение: «Я всего лишь помогаю «Дождю» сформировать новостной отдел, консультирую».