Нарушения в ценообразовании на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства выявлены во всех регионах России, заявил во вторник вице-премьер Александр Жуков на совещании с регионами.
К 1 апреля производители жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств должны были зарегистрировать предельные отпускные цены на них, а каждый регион обязан был установить предельные торговые надбавки на данные препараты. Но покупатели если и заметили перемены, то к худшему.
Проверки трех тысяч аптек и аптечных пунктов показали, что «факты превышения фактических розничных цен над предельными розничными ценами, рассчитанными из предельных отпускных цен производителя и предельных надбавок», имеют место везде.
«В некоторых регионах превышение по отдельным лекарствам составляет пять и более раз»,
— пожаловался вице-премьер.
В большинстве субъектов в торговых залах аптек отсутствует и информация о предельных розничных ценах.
«Хочу обратить ваше внимание, что эти цены должны появиться в аптеках в ближайшее время. Люди должны иметь возможность получать полную информацию о регистрируемых ценах на лекарства», — подчеркнул Жуков.
Аптеки-нарушители власти угрожают прикрыть:
глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова призвала региональных чиновников в случае нарушений принимать меры вплоть до приостановления деятельности и лишения лицензий. Минздравсоцразвития до 10 апреля ждет от регионов отчет по этому вопросу. Других рычагов влияния у властей не остается, констатируют эксперты. «Есть ещё и система штрафов за нарушения правил торговли, но работать она полноценно не будет», — говорит президент Лиги пациентов — председатель Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Александр Саверский.
Однако чтобы оштрафовать аптеку или её закрыть, надо идти в суд, а выигрывать такие дела будет непросто. «У нас нет правоприменительной практики для подобных случаев. Минздравнадзор проигрывает одно за другим дела по разным вопросам. Нужно иметь достойных юристов, а в Минздраве всего три юриста, которые ведут все дела. Решение об отзыве лицензий тоже может быть оспорено», — указывает один из экспертов рынка, пожелавший остаться неизвестным. Сомнительность судебных тяжб с аптеками неудивительна — по сути, государство сейчас столкнуло лбами административное право и гражданско-правовые механизмы.
«Аптеки могут обратиться в суд и заявить, что они не могут работать себе в убыток. По нормам гражданского кодекса, они не обязаны это делать. В результате суды окажутся в двойственном положении, ведь ГК из-за Минздрава менять никто не будет»,
— рассуждает Саверский.
Система контроля за ценами также несовершенна. 31 марта вышло постановление, которое закрепило за Росздравнадзором и Федеральной службой по тарифам контроль за ценообразованием на лекарственные средства. Но Росздравнадзор лишен возможности напрямую осуществлять функции по контролю: все они переданы территориальным управлениям, говорит вице-президент Общества специалистов доказательной медицины Василий Власов:
«То есть если в Росздравнадзор пришли с жалобой, они отсылают в другой кабинет, те в третий, там в регионы, там назад и так далее. Эта система делает всё, чтобы ничего не делать».
Примеров тому масса. Так, по закону, все антибиотики должны продаваться по рецептам. Но в России всё можно купить без рецепта, и Минздрав за последние годы ни разу не пошевелился для того, чтобы исправить это положение, говорит эксперт: система безрецептурной продажи увеличивает доходы, которые получают фармкомпании, а это вызывает рост взяток. И так далее.
Эксперты не исключают возможности внесения необходимых изменений в закон об обращении лекарственных средств, который должен вступить в силу с 1 сентября. Однако они могут появиться уже после того, как рядовые граждане на практике столкнутся с дефицитом аспирина в аптеках.