Авиастроительная корпорация Airbus получила от Европы субсидии на сумму $20 млрд незаконно. К такому заключению пришла ВТО, пишет The Wall Street Journal, ссылаясь на источники, знакомые с результатами расследования. Деньги в виде льготных займов Airbus потратила на разработку и строительство самого крупного пассажирского лайнера в мире A 380. Самолет уже заказали десятки авиакомпаний. В ВТО вслед за американским конкурентом Airbus — компанией Boeing — считают это незаконным субсидированием экспорта. Итоговый отчет организации был направлен накануне вечером официальным торговым представителям Европейского союза и США в ВТО. Он является конфиденциальным, но, по словам источников, повторяет предварительное заявление, опубликованное в сентябре 2009 года.
Теперь ВТО может заставить European Aeronautic Defence & Space Co. (EADS), подразделением которой является Airbus, выплатить миллиарды долларов за полученную ранее помощь или позволить США в качестве компенсации увеличить импортные пошлины на товары из Европы.
Впрочем, до реальных выплат дело вряд ли дойдет. «До сих пор решение формально не озвучено, а если оно и будет принято, власти ЕС его, безусловно, попытаются обжаловать. Поэтому о прецеденте выплаты компенсации речи пока не идет», — отмечает руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Пока же руководство и Boeing, и Airbus, комментируя результаты расследования, проведенного ВТО, объявили, что решение было принято в их пользу, сообщает AFP. В заявлении, распространенном Boeing во вторник, сообщается, что по ключевым пунктам жалобы на Airbus ВТО «поддержала точку зрения США». Компания Airbus, в свою очередь, объявила, что комиссия ВТО «отвергла 70 процентов претензий, предъявленных США». При этом оба авиастроителя в своих заявлениях никаких подробностей принятого ВТО решения не уточняют.
Дело о субсидиях в авиастроительной промышленности является самым крупным за всю 14-летнюю историю ВТО. США подали жалобу в ВТО от имени Boeing еще в 2004 году, утверждая, что страны Европы «незаконным и несправедливым образом» субсидировали разработку и производство таких самолетов, как Airbus A 350, и спонсировали компанию на протяжении 40 лет, препятствуя тем самым здоровой конкуренции. В жалобе указывалось, что Airbus получила около $20 млрд в виде незаконной помощи от Франции, Великобритании, Германии и Испании, что позволило компании опередить Boeing в качестве крупнейшего авиастроителя в мире. Европейцы тогда выдвинули встречные претензии, обвинив США в незаконной финансовой поддержке Boeing. Согласно содержащимся в жалобе ЕС данным, корпорация получила в период с 1990-го по 2004 год от американских властей $18,9 млрд в форме субсидий на исследовательские работы и налоговых льгот.
Взаимные обвинения продолжают сыпаться и сейчас. Так, представители Airbus уже назвали Boeing 787 самым субсидированным самолетом в истории. В свою очередь, Boeing раскритиковал Германию за объявленное буквально накануне принятия решения ВТО намерение выделить 1,1 млрд евро на программу создания A 350XWB.
Обвинения в протекционизме стали еще одним инструментом борьбы двух крупнейших конкурентов в области авиастроения.
Впрочем, сами субсидии этой отрасли могут оказаться неизбежными. Решение ВТО — явный индикатор того, что организация занимает жесткую позицию относительно субсидирования авиастроительных компаний . «Однако любой производитель авиатехники пользуется теми или иными формами поддержки со стороны правительства. Это могут быть не только прямые субсидии, но и кредитование на нерыночных условиях, перекрестное субсидирование и различные протекционистские меры», — констатирует Пантелеев.
Нормы ВТО гораздо жестче, чем действительность, и требуют пересмотра. Создание нового самолета может обходиться более чем в 10 млрд евро, и здесь без госпомощи не обойтись,
констатирует эксперт.