«Постоянно растут объемы перевозок угля и руды из Амурской области, Якутии, Еврейской автономной области. К этому прибавляется еще и лес, черные и цветные металлы, контейнерные перевозки», — поделился на встрече с президентом РЖД Владимиром Якуниным проблемой Байкало-Амурской магистрали (БАМ) полпред президента на Дальнем Востоке Виктор Ишаев.
БАМу нужна вторая ветка. В противном случае через каких-то десять лет этому направлению грозит перегрузка – объемы перевозимых грузов вырастут в три раза, уверен Ишаев. Строительство второй ветки, по расчетам полпреда, обойдется в 800 млрд рублей, но его это не смущает. Ведь если увеличить пропускную способность магистрали до 100 млн тонн, то можно начать перевозки угля с богатейшего Эльгинского месторождения в Якутии, железных руд из Якутии и Амурской области, леса.
«БАМ надо развивать. Эта железнодорожная магистраль поможет дальнейшему развитию Дальнего Востока, станет одной из точек роста производства в округе», — подытожил Ишаев.
Президент РЖД Владимир Якунин идею поддержал. «Если в 90-е годы прошлого века проблемой БАМа была его недозагруженность, то сейчас магистраль все чаще становится «узким местом» на пути продвижения грузов», – говорит Якунин. Еще два года назад глава РЖД говорил о необходимости модернизации и расширения БАМа на сумму 400 млрд рублей, но теперь не прочь поучаствовать в более масштабном проекте. Монополия уже ведет работу по подготовке обоснования необходимости реализации проекта БАМ-2. Строительство надо вести на принципах государственно-частного партнерства, предлагает президент монополии Якунин.
Впрочем, сама монополия вкладываться в проект не готова. «У РЖД для строительства второй ветки БАМа нет денег,
— говорит эксперт-аналитик отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Игорь Куротченко. — Компания тратит все, чтобы переломить негативную тенденцию по старению основных фондов».
Частный бизнес тоже не рвется инвестировать в железнодорожную инфраструктуру. Представители компаний, присутствовавшие на совещании, говорят лишь, что готовы увеличивать производство, а соответственно и перевозку грузов, то есть продолжать нагружать существующий БАМ. Например, «Суэк» может увеличить перевозку до 25 млн тонн, а «Русал» под готов построить новые заводы и глиноземные и алюминиевые терминалы в портах. Очевидно, что задачу по финансированию проекта придется взять на себя государству.
Ишаев и Якунин не скрывают, что рассчитывают на прямую поддержку проекта из федерального бюджета.
Полпред уже попросил деньги у государства. «Я озвучил эту проблему при встрече с президентом Дмитрием Медведевым. Президент поручил правительству проработать этот вопрос», — говорит он. Эксперты же считают проект экономически необоснованным.
Так же как и действующий БАМ, он никогда не окупится.
Себестоимость перевозок на тепловозной тяге даже по однопутной магистрали с двухпутными вставками, проложенной в сложных геологических и климатических условиях, более чем в 2,5 раза выше, чем перевозок по параллельной Транссибирской магистрали. «Когда ставятся такие амбициозные задачи, как БАМ-2 на первое выходит не возврат инвестиций, а то, что для грузоотправителей будет обеспечен гарантированный вывоз продукции. Это станет толчком для развития промышленности», - защищает проект Куротченко из ИПЕМ.
Но с этим согласны не все. «Первый БАМ создавался не по экономическим, а по геополитическим причинам: отношения с Китаем начиная с 70-х были не самыми лучшими. Вот и решили, что нам нужна дорога по другую сторону Байкала», — напоминает директор департамента стратегического анализа ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев. А что касается перегрузок БАМа и будущего коллапса, то здесь Ишаев и Якунин слегка лукавят. По словам Николаева, БАМ до сих пор остается недозагруженным, серьезный рост перевозок по магистрали в последние месяцы объясняется эффектом низкой базы, а потенциала действующей дороги более чем достаточно, чтобы регион развивался. «Ишаев действует прагматично, в духе времени: главное — заявить проект побольше, и тогда в регионе появятся бюджетные деньги. Этот проект из этого ряда», — говорит Николаев.