Планы о масштабном проекте китайская сторона озвучила через британские СМИ. Как пишет The Daily Mail со ссылкой на члена Китайской академии наук и старшего консультанта проекта китайской высокоскоростной железной дороги Ван Меншу, северо-восток Китая и Западную Европу планируется связать через Россию. Судя по карте, представленной The Daily Mail, пассажиры смогут увидеть такие города, как Париж, Берлин, Варшава, Киев, Москва, Санкт-Петербург.
«Поезда будут развивать скорость до 345 км в час», — говорит Ван Меншу. Это означает, что
расстояние в 8158 км, на преодоление которого обычно уходит около недели, и даже больше, и требуется несколько пересадок, может быть покрыто за 48 часов.
Правда, проект может споткнуться на таких вопросах безопасности, как нелегальная миграция, визы и контрабанда, пишет газета.
В дополнение к проекту «трансроссийского экспресса», китайцы не прочь построить еще две высокоскоростные дороги. Первый из возможных маршрутов свяжет Кунминь на юге Китая с Сингапуром через Вьетнам, Тайланд и Малазию. Второй маршрут может соединить Урумчи на севере Китая с Индией через Казахстан и Узбекистан. В Китае уже есть своя сеть высокоскоростных железных дорог, и сейчас идут переговоры с 17 странами на юго-востоке и в центральных районах Азии о прокладке путей на их территории. По словам Ван Меншу, в рамках переговоров обсуждается вопрос обмена ресурсов на технологии: многие страны недостаточно развиты, однако богаты природными ресурсами.
Впрочем, откровенное интервью Ван Меншу не понравилось высокопоставленным китайским чиновникам, которые поспешили дополнить слова инженера, добавив неопределенности. У Китая пока нет планов строительства вместе с Россией высокоскоростной железной дороги, которая проходила бы по российскому Дальнему Востоку, заявил в Пекине заместитель министра железных дорог КНР Ван Чжиго. Китай также не планирует превратить железнодорожную магистраль между Пекином и Москвой в высокоскоростную, добавил главный инженер этого министерства Хэ Хуау.
Проект амбициозный, но пока сырой, китайцы это сами понимают и включают свою «китайскую дипломатию», объясняют такое расхождение мнений международные эксперты. В России же создание столь длинной высокоскоростной магистрали вообще считают «неосуществимым прожектом». «У любого транспортного продукта есть своя целевая аудитория, — говорит эксперт-аналитик отдела исследований железнодорожного транспорта Института естественных монополий Евгений Алексеев. — Например, туристические перевозки по Транссибирской магистрали популярны среди иностранцев, которые хотят посмотреть Россию. Но им нужно множество остановок в пути для осмотра достопримечательностей и совсем не нужна скорость». Если же говорить о чисто транспортной составляющей проекта, то есть о быстрой доставке людей, к примеру из Лондона в Пекин, то в этом конкуренции авиации нет и быть не может, по крайней мере в обозримой перспективе, говорит эксперт.
Потенциал железных дорог в высокоскоростных перевозках ограничивается расстоянием примерно в 800 км. На бо́льших расстояниях скоростной железнодорожный транспорт будет заведомо убыточным.
В отличие от воздушного транспорта, который на таких расстояниях экономически эффективен.
Если даже абстрагироваться от экономической составляющей проекта и его технической реализуемости, то понятно, что в любом случае потребуется построить новые пути сообщения. Существующие железные дороги для этого не подойдут: они предназначены в основном для вывоза сырьевых грузов. «Очевидно, что достаточной загрузки для новых магистралей не будет, ввиду отсутствия спроса на должном уровне. И тогда они станут музеем ненужных вещей под открытым небом», — резюмирует Алексеев.