Пример США, которые в прошлом году впервые за шесть лет обогнали Россию по уровню производства газа за счет его добычи из сланцевых отложений, оказался заразителен. В прошлом году Америка за счет сланцев подняла динамику общей газодобычи на 3,9% (при этом доля сланцевого газа в общих объемах составила 10%) и добыла свыше 620 млрд кубометров, в то время как Россия ограничилась лишь 582 млрд кубов. Перед «Газпромом» всерьез встала опасность потери рынка: если Штаты будут наращивать собственное производство газа, импортное сырье им будет ни к чему, а российская монополия планировала занять до 10% рынка Америки.
Компании всего мира все больше интересуются добычей газа из сланцев, например ExxonMobil в прошлом году заплатила $41 млрд за приобретение XTO Energy, которая занимается именно разработкой запасов сланцевого газа. А французская Total приобрела 25-процентную долю в сланцевых проектах Chesapeake за $2,3 млрд.
Теперь же эксперты говорят, что сланцевым газом начинает интересоваться и Китай, что также России отнюдь не на руку. Как сообщает агентство Bloomberg, крупнейшая энергокомпания КНР PetroChina оценивает запасы сланцевых газов в Китае в 45 трлн кубометров. Согласно отчету, подготовленному британской British Petroleum, это больше, чем доказанные запасы газа в России в прошлом году.
«Если китайцам удастся сделать со своими сланцевыми месторождениями газа то же, что американцы сделали со своими, это полностью перевернет всю картину энергопоставок в стране», — цитирует Bloomberg старшего партнера Morten Frisch Consulting Мортена Фриша.
В прошлом году потребление газа в Китае составило 81 млрд кубометров, в то время как добыча – 76 млрд кубов. От года к году Китай потребляет все больше газа, так как экономика страны развивается и постепенно переходит к использованию газа от традиционного для Китая угля (к 2020 году КНР планирует снизить долю угля в энергетике с 70% до 60%).
При постоянно растущих потребностях Китаю может помочь именно сланцевый газ. «К 2030 году сланцевые месторождения будут давать до 25% общего объема добычи КНР», — передает Bloomberg слова представителя американского Управления информации по энергетике Ричарда Ньюуэлла.
Неприятность для России может заключаться в том, что российский газ, о поставках которого стороны договорились еще в 2006 году, может оказаться невостребованным. По соглашению, «Газпром» должен поставлять Китаю 68 млрд кубометров в год по двум маршрутам — восточному (38 млрд куб. м) и западному (30 млрд куб. м). Однако захочет ли Китай покупать дорогой российский газ, если можно добывать собственный? Тем более что по поводу цен стороны так окончательно и не договорились.
Цены, впрочем, в любом случае будут ниже, чем при поставках в Европу (сейчас около $300 за 1 тыс. кубометров). Дело в том, что в Китай уже идет дешевый газ из Средней Азии — по $160–200 за 1 куб. м. Примерно на уровне $200 специалисты ожидают и цену для российского газа.
Однако главным вопросом остается объем потребления.
«Примерно к 2015 году уровень дефицита газа в Китае достигнет 100–110 млрд кубометров. И в эти цифры как раз укладываются и поставки из России, и поставки из Средней Азии»,
— говорит аналитик ИК «Универ» Дмитрий Александров. Кстати, сами китайцы дают аналогичные прогнозы: по данным пекинского Центра энергетических исследований, к 2020 году импорт газа в КНР превысит 135 млрд кубов.
В среднесрочной перспективе «Газпрому» за потерю рынка можно не опасаться. Себестоимость добычи сланцевого газа составляет $120–160 на 1 тыс. кубов, что значительно выше, чем при производстве традиционного газа (около $60).
При этом технология добычи газа из сланцев пока толком не отработана. «Технология новая, при высоких затратах на добычу она дает высокую отдачу с каждого месторождения, однако это лишь в первые годы, — поясняет эксперт ИК «Брокеркредитсервис» Андрей Полищук. – А вот примерно через пять лет работы существует высокий риск падения добычи в три--пять раз, то есть инвестиции могут не окупиться». Кроме того, по словам Полищука, сланцевая технология небезупречна с экологической точки зрения – добыча газа из сланцев требует большого расхода воды.
Но в долгосрочной перспективе все может поменяться.
Сейчас «Газпром» еще может себе позволить продавать газ Китаю по относительно низким ценам. Но из-за истощения действующих месторождений «Газпром» постепенно вынужден переходить на добычу газа с больших глубин, а также добычу на шельфе, а там себестоимость уже сравнима с добычей из сланцев, отмечает Дмитрий Александров. Поэтому к 2030 году, когда Китай разовьет сланцевую добычу, «Газпром» действительно может оказаться не у дел.