Более 60% работающих в России ритейлеров сообщили о росте рублевой выручки по итогам прошлого года, 29% смогли повысить рентабельность одновременно с ростом продаж. Таковы парадоксальные на первый взгляд выводы, которые сделала компания Ernst & Young по итогам проведенного исследования Retail Industry Survey 2009.
Действительно, исследователи признают, что снижение потребительского спроса, рост процентных ставок и нежелание банков идти на уступки в вопросах кредитования серьезно повлияли на российский розничный рынок. Об этом говорят и данные Росстата: оборот розничной торговли в 2009 году упал на 5,7% против роста на 13,5% в 2008 году.
Достигнутый при этом рост финансовых показателей эксперты объясняют сокращением затрат и персонала. Кризис повлиял на стратегию развития большинства ритейлеров. «Позитивным, хотя и вынужденным, стал факт отказа от неэффективных точек, расстаться с которыми раньше не решались», — рассказали «Газете.Ru» в одной из розничных сетей.
Еще два года назад, когда рост рынка был стабильным, повышение эффективности не было приоритетом для ритейлеров: компании завоевывали новые рынки и агрессивно развивались в регионах.
«Сети сумели быстро адаптироваться и не делать серьезных ошибок, как в 1998 году. Они успешно сократили затраты, изменили ассортимент под нужды покупателей и закрыли малорентабельные магазины. Сети даже выиграли от кризиса, став более эффективными», — говорит партнер Retail Training Group Елена Комкова. «Доля сетей в организованной торговле выросла с 28,3% в декабре 2008 года до 30,5% в декабре 2009 года», — соглашается ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Игорь Поляков.
Помогла сетям и вернувшаяся с кризисом привычка россиян делать запасы на черный день.
«Произошло резкое изменение покупательского поведения, сократилось количество дорогих покупок, люди стали откладывать товары длительного пользования, например соль, крупы, и перешли в дешевый сегмент.
Хотя на протяжении последних лет до кризиса тенденция была обратной: россияне переходили на более дорогие продукты и вещи», — объясняет Комкова.
По мнению экспертов, самое трудное время торговля уже пережила. Уверенность потребителей постепенно возвращается, говорит Поляков: «За прошлый год продажи непродовольственных товаров просели на 8,3%, тогда как продуктов и алкоголя стали покупать меньше всего на 2,5%. При этом уже наблюдается положительная динамика: если в третьем квартале прошлого года продажи продовольственных товаров упали на 5,4%, то уже в четвертом — всего на 2%, а в январе наблюдается рост на 3,8%».
Но перспективы развития рынка все же остаются неопределенными. Только 38% работающих в России ритейлеров считают, что кризис уже достиг дна, хотя порядка 87% уже не ждут существенного ухудшения ситуации.