Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Торговцы нажились на кризисе

Более 60% ритейлеров увеличили рублевую выручку, 29% смогли повысить рентабельность и увеличить продажи

Кризис не разорил российскую торговлю: две трети ритейлеров в 2009 году даже увеличили рублевую выручку, подсчитали в Ernst & Young. Сделать это удалось за счет сокращения персонала и привычки россиян в тяжелое время закупать впрок соль и крупы.

Более 60% работающих в России ритейлеров сообщили о росте рублевой выручки по итогам прошлого года, 29% смогли повысить рентабельность одновременно с ростом продаж. Таковы парадоксальные на первый взгляд выводы, которые сделала компания Ernst & Young по итогам проведенного исследования Retail Industry Survey 2009.

Действительно, исследователи признают, что снижение потребительского спроса, рост процентных ставок и нежелание банков идти на уступки в вопросах кредитования серьезно повлияли на российский розничный рынок. Об этом говорят и данные Росстата: оборот розничной торговли в 2009 году упал на 5,7% против роста на 13,5% в 2008 году.

Достигнутый при этом рост финансовых показателей эксперты объясняют сокращением затрат и персонала. Кризис повлиял на стратегию развития большинства ритейлеров. «Позитивным, хотя и вынужденным, стал факт отказа от неэффективных точек, расстаться с которыми раньше не решались», — рассказали «Газете.Ru» в одной из розничных сетей.

Еще два года назад, когда рост рынка был стабильным, повышение эффективности не было приоритетом для ритейлеров: компании завоевывали новые рынки и агрессивно развивались в регионах.

«Сети сумели быстро адаптироваться и не делать серьезных ошибок, как в 1998 году. Они успешно сократили затраты, изменили ассортимент под нужды покупателей и закрыли малорентабельные магазины. Сети даже выиграли от кризиса, став более эффективными», — говорит партнер Retail Training Group Елена Комкова. «Доля сетей в организованной торговле выросла с 28,3% в декабре 2008 года до 30,5% в декабре 2009 года», — соглашается ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Игорь Поляков.

Помогла сетям и вернувшаяся с кризисом привычка россиян делать запасы на черный день.

«Произошло резкое изменение покупательского поведения, сократилось количество дорогих покупок, люди стали откладывать товары длительного пользования, например соль, крупы, и перешли в дешевый сегмент.

Хотя на протяжении последних лет до кризиса тенденция была обратной: россияне переходили на более дорогие продукты и вещи», — объясняет Комкова.

По мнению экспертов, самое трудное время торговля уже пережила. Уверенность потребителей постепенно возвращается, говорит Поляков: «За прошлый год продажи непродовольственных товаров просели на 8,3%, тогда как продуктов и алкоголя стали покупать меньше всего на 2,5%. При этом уже наблюдается положительная динамика: если в третьем квартале прошлого года продажи продовольственных товаров упали на 5,4%, то уже в четвертом — всего на 2%, а в январе наблюдается рост на 3,8%».

Но перспективы развития рынка все же остаются неопределенными. Только 38% работающих в России ритейлеров считают, что кризис уже достиг дна, хотя порядка 87% уже не ждут существенного ухудшения ситуации.

Новости и материалы
Овечкин впервые появился на публике после перелома ноги
Пять человек задержали за нападение на генерал-майора армии Израиля
В ДНР российские военные взяли в плен 12 солдат ВСУ
В Италии заявили, что США и Британия воюют против стран Евросоюза
Россиянам рассказали, как правильно хранить летние шины зимой
Журналист призвал Запад молиться после заявления Путина
В Раде раскрыли, как Зеленский обманул жителей Украины на фоне удара «Орешника»
Группа украинских военных уничтожена в районе в ДНР
Россиянам пообещали теплую погоду почти по всей стране
Президент Грузии выразила недовольство оппозицией
Медведев заявил, что Европа замерзает без российского газа
В Петербурге полуторагодовалый ребенок попал в реанимацию, выпив моющее средство
Стало известно о желании США «палестинизировать» конфликт на Украине
Россиянин из ревности облил бензином и поджег возлюбленную
В маркетплейсах появятся обновленные версии футболок «Крепкий орешник»
Стало известно, во сколько обойдется владение кроссовером Exeed LX
«Кринж — есть такое слово, да?» Акинфеев рассказал о молодежном сленге
Вовремя включенный РЭБ спас экипаж от беспилотника ВСУ
Все новости