«Газпром» подготовил «план мероприятий по совершенствованию управления зарубежным бизнесом», который подразумевает исключение необоснованных посредников из цепочки экспорта российского газа в Европу. Также в соответствии с этим документом
планируется провести оценку обоснованности величины маржи посредников,
сообщил в среду «Интерфакс», сославшись на источники в компании.
Впрочем, монополия еще не решила, по каким критериям будут отсеиваться посредники. Пока лишь принято решение исключить те компании, которые покупают и перепродают газ в одной и той же точке (как правило, на границе).
«Система сбыта продукции «Газпрома» в настоящее время состоит из многоуровневой структуры дочерних и внучатых обществ и организаций, деятельность которых не всегда прозрачна, — передает «Интерфакс» слова источника. — А механизмы контроля за образованием и использованием ими накопленных активов и прибыли не всегда эффективны».
Размеры прибыли посредников источник не уточнил. Информагентство также сообщает, что в ходе реформирования экспорта в «Газпроме» может быть организован новый департамент — по торговле на внешних рынках: он будет создаваться на базе существующего департамента внешнеэкономической деятельности и ООО «Газпром экспорт».
В «Газпроме» отказались как-либо комментировать сообщение «Интерфакса», но эксперты рынка полагают, что в компании разворачивается борьба двух влиятельных лоббистов. По словам аналитика ИК «Универ» Дмитрия Александрова, если убрать посредников, то, безусловно, прозрачность экспортной деятельности «Газпрома» значительно повысится — ведь все будет замкнуто на головную компанию.
«Однако в этом случае «Газпром» утратит гибкость реагирования, и заключать договоры по поставкам на местном уровне будет значительно сложнее»,
— предупреждает эксперт. Без посредников придется решать все вопросы буквально из Москвы, а не «на местности», как это можно делать сейчас. Ведь фирмы-посредники создавались на паритетных началах с компаниями тех стран, в которые поступает газ. И присутствие местных бизнесменов, разумеется, значительно упрощает ведение дел.
В настоящее время в СП с газпромовскими подразделениями состоят Wingas (Германия) и Wingas Europe (обслуживает многие страны Западной Европы, в первую очередь Великобританию), Promgas (Италия), GWH (Австрия), Gasum (Финляндия), Prometheus gas (Греция), Panrusgaz (Венгрия), «Югоросгаз» (Сербия) и «Овергаз Инк» (Болгария).
По мнению Александрова,
отказываться от посредников было бы неправильно. Во-первых, это затронет интересы европейских контрагентов, а во-вторых, лишит «Газпром» в перспективе возможности выхода на конечного потребителя, то есть розницу, чего монополия всегда добивалась.
«Итог будет зависеть от того, какой логике отдаст предпочтение руководство «Газпрома» — логике стратегического развития или логике прозрачности финансовых потоков», — подводит черту эксперт.
А по словам Дмитрия Абзалова из Центра политической конъюнктуры, избавляться будут далеко не от всех посредников. «Без изменений, скорее всего, останутся схемы, в которых участвуют зарубежные госкомпании, например GWH, в которую входит австрийская OMV, — считает эксперт. — А удалены из цепочки поставок будут частные посредники, такие как греческий Prometheus gas (50% в этой компании принадлежит греческой Copelouzos Group, в то время как монополистом на греческом газовом рынке является госкорпорация DEPA, закупающая топливо у Copelouzos Group)».
По мнению эксперта, инициатива оптимизации экспортной деятельности исходит от первого вице-премьера Виктора Зубкова. «Зубков возглавил совет директоров «Газпрома», чтобы контролировать финансовые потоки, проводить антикризисный менеджмент, — говорит политолог. — Ранее он возглавлял «Росфинмониторинг» — российскую финансовую разведку».
Однако Зубков может столкнуться с определенными трудностями. «В деталях все схемы поставок знает только глава «Газпром экспорта» Александр Медведев, — объясняет Абазалов. — И попытка Зубкова изменить эти схемы приведет к обострению внутрикорпоративного противостояния, так как Медведеву что-либо менять невыгодно».