«Газпром» впервые за 30 лет отвяжет цены на газ от нефтяных котировок. Как сообщило в конце прошлой недели немецкое издание Handelsblatt, ссылаясь на главу компании E.On Ruhrgas Бернхарда Ройтерсберга, E.On договорилась с российским газовым монополистом о том, что
часть поставок газа из нашей страны будет осуществляться по ценам, привязанным не к стоимости барреля, а к спотовым ценам на газ.
«Нам еще нужно будет доработать детали, но базовые соглашения достигнуты», — заявил Ройтерсберг. Какие именно объемы газа будут поставляться по новой модели, глава E.On не уточнил. По его словам, в процентном отношении это «небольшое двузначное число».
E.On закупает у «Газпрома» 16—19 млрд кубометров газа в год, и уже более 30 лет поставки осуществляются по формуле цены, учитывающей колебания нефтяных котировок (правда, цена на газ отстает на 6—9 месяцев). Однако в связи с кризисом потребление газа в Европе сократилось и закупать дорогой российский газ стало невыгодно. Так, в прошлом году цена 1 тысячи кубометров газа из Катара (страны ЕС закупают там газ по спотовым контрактам) опускалась ниже $80, в то время как цена «Газпрома» была примерно на $200 выше. Та же E.On в декабре прошлого года обращалась к «Газпрому» с просьбой снизить объемы поставок, полагающиеся по контракту.
«Крупнейшие партнеры «Газпрома» — Германия, Италия, Турция — терпели убытки, и сейчас монополия идет навстречу своим контрагентам, стремясь сохранить долю своего присутствия на европейском рынке.
«Газпром» обеспечивает около четверти газового рынка Европы», — говорит аналитик ИК «Метрополь» Александр Назаров. Если бы «Газпром» не сделал этот шаг, то покупатели газа могли бы увеличить объемы закупок газа у того же Катара или у Норвегии, что снизило бы долю «Газпрома».
Потерю прибыли, которую понесет «Газпром» из-за частичного перехода на спотовые поставки, оценить сложно, однако уже сейчас можно сказать, что она будет невелика. «При сохранении в первом полугодии 2010 года объемов поставок газа в Европу, а также нынешних цен на нефть ($77—80 за 1 баррель)
прибыль «Газпрома» от европейских продаж за год составит приблизительно 2 трлн рублей, — прогнозирует Назаров. — Из-за спотовых контрактов она снизится примерно на 10%, то есть на 200 млрд рублей».
Это обусловлено тем, что спотовые цены в среднесрочной перспективе будут расти и приблизятся к стандартным ценам «Газпрома», говорит аналитик. Более того, фактически спот расти уже начал (сейчас цена 1 тыс. кубометров по спотовым контрактам в Европе составляет около $200, в то время как цена «Газпрома» для Европы — $280—300). «Это связано с холодной зимой, которая заставила увеличить потребление газа, — поясняет Назаров. — В будущем же потребление будет расти из-за постепенного роста экономики, выходящей из кризиса».