Китай и Россия договорились о цене строительства второй очереди Тяньваньской АЭС в восточной китайской провинции Цзянсу, сообщил агентству «Интерфакс-Китай» информированный российский источник.
Китайцам удалось сбить цену больше чем вдвое: изначально заявленная российской стороной сумма в 3,5 млрд евро в итоге сократилась до 1,3 млрд евро.
Китай добился снижения стоимости строительства за счет того, что произведет большую часть оборудования на своей собственной территории. Локализация производства двух энергоблоков второй очереди составит около 70% ― машинный зал, все насосы и значительная часть другого оборудования для станции будут сделаны в Китае, пояснил источник агентства. Контракт уже готовится к подписанию, стороны обсуждают технические детали.
«Даже стоимость, первоначально предложенная российской стороной для второй очереди АЭС (два блока по 1000 МВт каждый), ниже цены сооружения Россией атомных станций в Турции или в Болгарии. А окончательная цена российского участия в размере $1,7 млрд (1,3 млрд евро) является уж совсем невысокой», ― констатирует Константин Гуляев из ИФД «Капиталъ». Для сравнения: стоимость сооружения первой очереди той же Тяньваньской АЭС, два первых блока которой мощностью по 1000 МВт уже сданы в коммерческую эксплуатацию, составила $3 млрд (1,8 млрд евро).
Не удивительно, что китайцы предпочли производить оборудование у себя: по некоторым пунктам затраты у них в 6―7 раз меньше.
И дело здесь совсем не в дешевой рабочей силе: сейчас зарплата китайских рабочих вполне сопоставима с российской. Но в Китае действует принципиально другая бизнес-модель, предполагающая полный производственный цикл и низкие административные издержки,
объясняет заместитель директора института Дальнего Востока Андрей Островский. Такие значительные средства, как в России, не тратятся, например, в рамках подписания контрактов между компаниями, все работает в единой цепочке, взаимосвязанно. Кроме того, значительно ниже, чем у нас, в КНР регулируемые государством тарифы на транспорт и электроэнергию, отмечает Островский. Ну и, наконец, Китай экономит на затратах на экологию. Жаль только, что по этим причинам крупные контракты не достанутся нашим компаниям, таким как ОМЗ или «ЗИО-Подольск», сетует Гуляев.
А скоро Китай сможет и сам, без помощи России, строить АЭС, необходимые ему в условиях хронического энергодефицита и отсутствия единой энергетической системы. А «атомка», со своей стороны, обладает большим мультиплицирующим эффектом: она дает загрузку строительной отрасли, машиностроению, отмечает старший эксперт экономического департамента фонда «Институт энергетики и финансов» Сергей Кондратьев, и, кроме того, позволит китайцам преодолеть зависимость от других источников энергии, в частности газа.
Уже сейчас китайцы набираются в этой сфере опыта, работая не только с отечественным «Атомстройэкспортом», но и с американскими, и французскими компаниями. Поэтому у России вполне есть шанс потерять перспективную часть китайского рынка.