Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Недоразвитые супермаркеты

Уровень сервиса российских продуктовых сетей не растет

Москвичи жалуются на очереди, высокие цены и плохой сервис в магазинах. Даже российские «Ашан» и Metro не дотягивают по качеству сервиса до своих западных аналогов. Всему виной неумелое использование торговых площадей, их общий дефицит, неэффективный персонал и слабая конкуренция, считают эксперты.

Жители столицы не демонстрируют лояльности какому-либо формату торговых сетей, делая покупки и в гипермаркетах, и в супермаркетах, и в дискаунтерах. К такому выводу пришли исследователи компании «Комкон». Самыми посещаемыми сетями в Москве, утверждает исследование, стали «Ашан», «Перекресток», «Пятерочка», «Копейка» и «Седьмой континент». Однако аналитики уверены, что даже мировые лейблы торговли не помогают держать качество обслуживания посетителей на высоком уровне.

Длинные очереди в магазинах — вечный бич советского человека — по-прежнему являются основным недостатком российской розничной торговли. 42% опрошенных назвали очереди среди основных проблем, с которыми сталкиваются покупатели.

Ощутимые трудности приносит также отсутствие ценников на товары либо несовпадение реальных цен с указанными – этот недостаток назвали 19% респондентов. С жалобами на большое количество людей в магазинах выступают 14%, а плохая работа персонала не устраивает 10% покупателей.

«В кризис надо на всем экономить, — комментирует исследование «Комкона» гендиректор консалтингового агентства «Качалов и коллеги» Игорь Качалов. – А сервис — это все-таки дорого». В некоторых сетях, по данным аналитика, качество работы с покупателями только ухудшается. «В X5 поменяли персонал на более низкооплачиваемый, порой не знающий русского языка, — и это за кассами!», — приводит пример Качалов. Причем «только кажется, что в российских продуктовых магазинах не хватает персонала: наоборот, по сравнению с западными магазинами его даже чересчур много», просто он не слишком эффективен, добавляет аналитик потребительского рынка ИК «Тройка Диалог» Виктория Соколова. «Надо помнить, что основная характеристика ретейла — оборот на один квадратный метр торговой площади и на одного сотрудника», — говорит Качалов. По этим параметрам наши сети отстают от международных в 2–6 раз. Если на одного сотрудника международной сети приходится продаж на $250–300 тысяч в год (в т. ч. и в России), то на сотрудника российской сети — $50–80 тыс. В российских сетях продается на $5000–7000 на 1 кв. м, в зарубежных — на $10–12 тысяч. «Другими словами, там, где в Германии, США, Англии и прочих работает один сотрудник, у нас работают 4–5 человек. Поэтому и зарплаты низкие, и неразбериха большая», — резюмирует Качалов.

Жалуются покупатели и на цены. Супермаркетами с самыми высокими ценами были признаны «Азбука вкуса» (58% опрошенных) и «Седьмой континент» (54% опрошенных). Наиболее «демократичными» торговыми сетями стали «Ашан» (78%), «Пятерочка» (49%) и «Копейка» (46%). Интересно отметить, что респонденты не смогли однозначно определить, к какой категории отнести некоторые магазины: «Перекресток» 25% опрошенных отнесли к магазинам с высокими ценами, 27% респондентов, напротив, сочла цены этой сети выгодными для себя. Как говорят экономисты, «у нас еще не наступила эпоха низких цен и больших скидок». Пока в наших даже формально «дешевых» магазинах цены в 1,5–3 раза выше, чем в США, Италии и пр., утверждает Качалов.

За последние годы продуктовый ретейл в Москве, да и других городах, не особо улучшил свои показатели, констатируют аналитики. «Уровень конкуренции в целом остается пока сравнительно низким, — говорит аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. — На данном этапе происходит скорее количественный рост показателей, качественное же повышения уровня сервиса, скорее, среднесрочная или даже долгосрочная перспектива».

«У нас спрос превышает предложение. Высокий людской трафик, очереди снижают качество обслуживания», — объясняет Соколова.

«Чтобы конкуренция стала подталкивать к новому сервису, нужно еще в 2–3 раза больше розничных точек», — считает Качалов. Особенно в регионах, где насыщенность рынка далеко не такая плотная, как в Москве. Плюс к этому, отмечает Соколова, в отличие от Запада, наш продуктовый ретейл очень фрагментирован: «Пятерка основных игроков на российском рынке гипермаркетов контролирует только 5% рынка, на Западе же у первой пятерки 80%».

До сих пор у нас не внедрены автоматизированные системы, как например в США. «Это когда человек приходит, выбирает продукты, сам сканирует их и тут же оплачивает без участия кассиров», — говорит Соколова. По ее словам, если автоматизировать магазины, можно повысить не только уровень обслуживания, но и сократить издержки. И здесь российским компаниям есть куда расти. И в долгосрочной перспективе, по мере роста уровня конкуренции и постепенного насыщения рынка, будут происходить изменения и в уровне сервиса, надеются эксперты. Впрочем, в лучшем случае, по их прогнозам, рост рынка, спроса и конкуренции позволит говорить о высоком уровне ретейла не ранее 2015–2016 годов.

Новости и материалы
Стыдно за свое поведение на корпоративах было 15% россиян
В США рассекретили документы о применении ЦРУ наркотиков и гипноза для допросов
Власти регионов смогут менять размер туристического налога
Эксперт объяснил, почему напольная плитка может испортить отношения с соседями
Белоруссия откроет посольство в Ватикане
Родителям объяснили, нужно ли говорить детям, что Деда Мороза не существует
В России могут изменить правила обжалования административных протоколов
В России появится единая система учета лесов
Во Владивостоке женщина запустила фейерверк в отделении банка
Названа причина ухода лидера киберспортивной команды Gaozu
На Украине предложили Маску отправить Зеленского на Марс
Ученые раскрыли тайну детских жертвоприношений в древнем Перу
Ветеран «Динамо» назвал позиции, которые нужно усилить команде
Больше половины россиян планируют работать всю последнюю неделю декабря
Прибыль банковского сектора РФ достигла 518 млрд рублей
В США заявили о госпитализации Клинтона из-за высокой температуры
Экс-игрок «Ахмата» объяснил, почему команда проваливает сезон
Российский телеканал вырезал культовые реплики из фильмов «Брат» и «Брат 2»
Все новости