Обвиняемый в налоговых преступлениях юрист инвестиционного фонда Hermitage Capital Management Сергей Магнитский скончался в больнице следственного изолятора № 1 «Матросская Тишина» в Москве. Смерть наступила в понедельник, 16 ноября, в 21.50. Предварительный диагноз – «токсический шок и острая сердечно-сосудистая недостаточность». Магнитскому было 37 лет.
«С 2007 года Сергей Магнитский защищал интересы фонда Hermitage и банка HSBC в связи с совершением против них мошеннических действий, в которые были вовлечены ряд коррумпированных чиновников. В ходе расследования мошенничества Сергей Магнитский дал обличающие показания о вовлечении ряда сотрудников правоохранительных органов в осуществление мошенничества, связанного с хищением компаний фонда и приведшего в последующем к хищению бюджетных средств в размере 5,4 миллиарда рублей.
Вскоре после этого, 24 ноября 2008 года, Сергей Магнитский был арестован группой тех же сотрудников МВД.
Сергею Магнитскому было отказано в освобождении под залог, и срок его содержания под стражей был продлен до одного года. Вчера адвокатам Сергея Магнитского было отказано в запланированном свидании с подзащитным, находившимся в Бутырской тюрьме, при этом им было сообщено, что Сергей не в состоянии покинуть свою камеру по состоянию здоровья. В ответ на запрос адвокатов представить медицинские документы о состоянии здоровья подзащитного следователи капитан Олейник и майор Сильченко отказались сделать это, сообщив, что данное обстоятельство является «внутренним делом следствия», — отмечается в сообщении Hermitage.
«Они держали его 11 месяцев, требуя сфабриковать признание против Hermitage. С каждым новым его отказом условия заключения становились все хуже»,
— цитирует The Wall Street Journal слова Джеймисона Файрстоуна, управляющего партнера Firestone Duncan, где Магнитский работал юридическим советником. «Первой о смерти Сергея Магнитского узнала его мать, которая сегодня утром принесла передачу своему сыну в Бутырскую тюрьму, где ей сообщили, что он днем ранее был переведен в СИЗО «Матросская Тишина», — отмечается в сообщении фонда.
«Вчера следователь пришел для проведения следственных действий, но ему сказали, что Магнитский срочно госпитализирован. А утром нам сообщили, что он скончался», — рассказала «Газете.Ru» руководитель пресс-службы Следственного комитета при МВД Ирина Дудукина. По ее словам, смерть Магнитского стала полной неожиданностью для всех: «За все время следствия ни он, ни его адвокаты ни разу не сообщали о каких-то проблемах со здоровьем у обвиняемого». Следствие по делу Магнитского уже подошло к концу, в СИЗО он знакомился с материалами уголовного дела, которое в декабре должно было быть передано в суд, рассказала Дудукина. В минувшую пятницу обвиняемого возили в Тверской суд, где ему продлили срок содержания под стражей.
Однако адвокат Магнитского Дмитрий Харитонов рассказал «Газете.Ru», что у его подзащитного были проблемы со здоровьем: «У Сергея их выявили еще в середине лета, тогда же ему назначили повторное обследование и плановое оперативное лечение, но не проводили его, потому Сергея перевели в другой изолятор».
Магнитский и его адвокаты неоднократно писал заявления с просьбой пройти обследование и лечение и следователю, и начальнику СК, и генеральному прокурору (есть в распоряжении «Газеты.Ru»), однако эти жалобы игнорировались.
Так, в ответе УФСИН на запрос адвокатов отмечалось, что Магнитский «по медицинским показаниям участвовать в судебно-следственных действиях может, в следственном изоляторе содержаться может».
Дело в отношении Магнитского будет закрыто в связи с его смертью, а его адвокаты продолжат независимое расследование внезапной кончины подзащитного. «Мы будем писать заявление о возбуждении уголовного дела, проведении расследования смерти Сергея и наказания виновных лиц. Человек ведь не на улице умер, он содержался в изоляторе», — сказал Харитонов.
Магнитский был арестован 26 ноября прошлого года по подозрению в уклонении уплаты налогов и находился под арестом вплоть до предъявления официальных обвинений. В сообщении СК при МВД говорилось: «В ходе расследования установлено, что Магнитский создал незаконную схему уклонения от уплаты налогов, используя ООО «Дальняя степь» и «Сатурн инвестментс», зарегистрированные в Республике Калмыкия и находившиеся под управлением фонда Hermitage Capital.
В этих компаниях якобы работали инвалиды, что позволяло получить 50-процентную льготу по уплате налогов. В результате этих действий в бюджет Российской Федерации не поступило более 500 млн рублей».
В Hermitage заявляли, что Магнитского удерживают в качестве заложника.
Ранее, в феврале 2008 года, обвинения в уклонении от уплаты налогов на 3,8 млрд рублей были предъявлены главе Hermitage Capital Уильяму Браудеру. Дело получилось громким, поскольку британский фонд считается одним из крупнейших, специализирующихся на вложениях в Россию, его портфель достигал $3 млрд.
В ответ на возбуждение уголовного дела Hermitage обвинил в мошенничестве российских чиновников и сотрудников силовых структур. Фонд утверждал, что дело является политическим, поскольку началось одновременно с охлаждением российско-британских отношений и кадровыми разбирательствами в российско-британской ТНК-ВР. Hermitage также подозревал месть со стороны влиятельных лоббистов, поскольку фонд расследовал случаи коррупции менеджмента в компаниях, в которые он инвестировал (Hermitage специализировался на таких корпорациях, как «Газпром», Сбербанк, «Роснефть», «Сургутнефтегаз»). Более того, в официальном сообщении фонд обвинил силовиков в нечистоплотности, утверждая, что потерял $376 млн по иску одной из компаний во время обысков в июне 2007 года.
В начале октября 2009 года СК объявил Брадуера, не появлявшегося в России с 2005 года, в международный розыск. В ответ на это Браудер заявил, что британский фонд сам является жертвой рейдерского захвата.
В середине октября Hermitage сообщил, что ему известны конкретные подразделения МВД и ФНС, которые украли уплаченные фондом 5,4 млрд рублей.
Результаты этого независимого расследования Hermitage направил министру финансов, руководителю ФНС, генпрокурору, председателям СК при прокуратуре, Счетной палаты и Центробанка.