«Вы часто, особенно в тот период, когда было более или менее все спокойно, делали вложения в иностранный бизнес, передовые иностранные компании — промышленные, финансовые, торговые, медийные, даже спортивные. И в общем это неплохо», — заявил президент Дмитрий Медведев на традиционной встрече с бизнесменами. Но «и государство, и российское общество вправе ожидать такой же активности и на внутреннем рынке», подчеркнул президент: деньги, зарабатываемые внутри страны, должны инвестироваться в отечественную экономику.
Государство готово помочь бизнесу в этом. «По моему поручению была разработана антикризисная программа. В целом, на мой взгляд, она сработала, хотя и не без проблем, не без сложностей», — напомнил Медведев. И поддержка будет продолжена: «Впереди очень непростой год».
Впрочем,
президента явно сильнее волновало более отдаленное будущее. «Вроде бы всем понятно, что так дальше жить не следует. Кризис обнажил самые слабые стороны нашей экономики. И очевидно, что если мы сами себя не изменим, то новый кризис многие компании, здесь присутствующие, просто похоронит»,
— сказал Медведев. Государство ожидает, что бизнес предложит идеи по модернизации экономики.
Так, новая российская экономика должна опираться на сильную банковскую систему. Сегодня она, по словам президента, «специфичная и недоразвитая», поэтому необходимо создать «самостоятельную, сильную банковскую систему, которая не может быть сведена только к системе государственных банков, даже при той важнейшей функции, которую они сыграли в последний год». В качестве примера президент привел Америку, где в пересчете на одного гражданина банков больше, чем в России.
Для экспертизы законов, затрагивающих интересы бизнеса, предпринимателям следует активнее привлекать Общественную палату. «Чтобы там, как говорится, выпирала не только правозащитная составляющая, но и предпринимательская», — объяснил Медведев. Площадка Общественной палаты вполне для этого подходит, и не понадобится создавать отдельный институт. «Системные законы действительно должны меняться осторожно. Я сам в какой-то момент, обращаясь к правительству, к Государственной думе, говорил: «Давайте быстрее дергайтесь, быстрее двигайтесь, для того что бы не попасть в цейтнот и не создать очень большие сложности для тех или иных секторов экономики», — поделился президент.
В очередной раз Медведев пообещал бороться с коррупцией. «Я поручаю правительству и своей администрации посмотреть достаточность формулировок антимонопольного законодательства,
их обтекаемость, с одной стороны, то есть применимость к различным жизненным ситуациям, и конкретность — с другой, посмотреть в том числе на коррупционные элементы в широком смысле этого слова», — сказал президент. По его словам, нельзя допустить злоупотребления антимонопольным законодательством, поскольку это может привести к тому, что уголовная санкция превратится в «дубину», которой будут манипулировать конкуренты и в некоторых случаях недобросовестные чиновники для получения взяток или решения корыстных задач.
Для стабильного развития также необходимо подвести правовые итоги приватизации и определить границы государственного участия в экономике. «Нам надо подводить итоги и по объему государственного участи выйти на некие оптимальные цифры, которые для нас с учетом кризиса станут ориентирами в течение 10–15 лет», — заявил Медведев. Президент напомнил, что разгосударствление собственности в России длится уже почти двадцать лет.
Однако, пока глава государства призывал бизнес задуматься о будущем, предпринимателей больше волновало настоящее, а именно проблема выживания бизнеса в условиях кризиса.
«Можно было бы подумать о том, чтобы не на срок, а на результат работать и по крайней мере еще на год перенести введение новых ставок», — напрямую попросил президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин.
По его словам, решение о повышении ставок с 2011 года принималось, когда ожидания об окончании кризиса были более оптимистичными.