Дмитрий Медведев продолжает задавать амбициозные ориентиры высокотехнологичным отраслям российской промышленности. Вслед за заданием догнать Запад по производству суперкомпьютеров во вторник президент сформулировал новую задачу: страна должна стать одним из мировых лидеров по части нанотехнологий. «Развитие нанотехнологий способно изменить облик человечества, изменить нашу жизнь. У нас есть своя нескромная задача в этой сфере – мы хотим стать лидерами в этом процессе», — заявил президент.
Президент дал понять, насколько серьезна поставленная задача. Сегодня, по его данным, объем мирового рынка продукции, произведенной с применением нанотехнологий, оценивается примерно в $250 млрд, а к 2015 году этот показатель составит, «по разным оценкам, от двух до трех триллионов долларов», спрогнозировал президент и указал, что такой рынок сопоставим с рынком энергоносителей.
Но Россия находится пока «в самом начале пути», признал Медведев. Новые материалы и технологии, способные «совершить революцию в научной и производственной сферах», есть, но отсутствуют конкурентные технологии их поточного производства, пожаловался глава государства.
Чтобы побыстрее догнать уходящий поезд государство денег не пожалеет. Оно заготовило «крупнейшую в мире государственная инвестиционная программа в сфере нанотехнологий». Финансирование нанотехнологий до 2015 года составит 318 млрд руб.
Главным адресатом бюджетных вливаний станет госкорпорация «Роснано». Ее финансирование начинается незамедлительно. «Правительство приняло беспрецедентное решение о господдержке», — отрапортовал во вторник глава «Роснано» Анатолий Чубайс. Власти поддержали предложение корпорации по выпуску облигаций госкорпорации на сумму до 182 млрд рублей. Кроме того, «Роснано» должно получить дополнительные средства от Сбербанка: рассматривается вопрос об открытии для корпорации и ее проектных компаний кредитных линий в размере до 45 млрд рублей.
Президент надеется, что это окупится: объем продаж российской наноиндустрии, по подсчетам Дмитрия Медведева, должен достичь к 2015 году 900 млрд руб. Причем четверть продаж, по плану президента, пойдет на экспорт. И
бизнес, уверен президент, просто обязан принять участие в этом выгодном деле. Сейчас он, правда, в этой сфере ведет себя «весьма и весьма инертно», посетовал Медведев.
Ззадача государства – в максимальной степени заинтересовать и крупный, и средний бизнес, и мелкий бизнес, а также стимулировать предпринимателей к тому, чтобы вкладываться в нанотехнологии, пояснил он.
Глава «Роснано», как и президент, надеется, что корпорация заинтересует своими проектами частный бизнес. «У меня в неделю проходит две-три встречи с олигархами, более половины из них приняли решение о переориентации средств в инновационные технологии», — заверил Чубайс.
К 2015 году, как прогнозирует Чубайс, отечественная наноиндустрия выйдет на самоокупаемость и дальнейшие госинвестиции в отрасль станут нецелесообразными.
«Тот темп, который сегодня набран, позволит решить задачу 2015 года, то есть ежегодно выпускать готовой продукции в сфере наноиндустрии на 900 млрд рублей», — заверил Чубайс.
Кроме денег, правда, есть и еще проблема: кадры. Их нехватку Медведев назвал «очень серьезным барьером для того, чтобы Россия всерьез занималась нанотехнологиями». Но деньги, скорее всего и тут помогут.
«Большие надежды мы возлагаем на интеллектуальный потенциал страны, а также на интеллектуальный потенциал наших соотечественников, которые по разным причинам оказались за границей»,
— недвусмысленно дал понять президент.
«В лидеры может выйти та отрасль, которая уже имеет определенный задел, — сомневается в реалистичности поставленных президентом задач депутат Госдумы, лидер движения «Развитие предпринимательства» Иван Грачев. — Я внимательно смотрел различные рейтинги по нанотехнологиям, и Россия в них не входит в десятку стран-лидеров». По его мнению, за 5 лет переломить ситуацию нереально. К тому же власти, по его мнению, выбрали не самый лучший способ поддержать отрасль. «Только массированные налоговые льготы успешным инновационным предприятиям смогут стать эффективным рычагом поддержки этой отрасли», — говорит Грачев. Прямые инвестиции в высокотехнологичную отрасль, по оценке депутата, малоэффективны. «Их отдача — около 1%», — отметил эксперт.